+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.05.2016 15:33:29
Разное / Новости
РЖД-Партнер

Иранский вектор

Снятие санкций с Исламской Республики Иран открыло новые возможности для совместных проектов с казахстанскими партнерами, в том числе в сфере транспорта.  

Все дороги ведут в Тегеран
17 января 2016 года можно по праву считать знаковым событием для экономики Ирана: со снятием санкционных ограничений значительно повысилась привлекательность Тегерана в глазах инвесторов и партнеров. Возвращение на рынок ведущего игрока с большим промышленным и торговым потенциалом не осталось незамеченным и в Казахстане. Уже в начале февраля был проведен совместный казахстанско-иранский бизнес-форум, в котором приняло участие свыше 860 компаний из двух стран. На повестке дня – сотрудничество в сфере энергетики, сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности и многих других отраслях экономики.
Отдельной темой двусторонних переговоров стало взаимодействие в транспортно-логистической отрасли. К этому времени из города Иву (провинция Чжэцзян, Восточный Китай) уже был отправлен демонстрационный контейнерный поезд, следующий транзитом через территорию Казахстана в Иран. Новый маршрут был открыт совместными усилиями железнодорожных администраций Китая, Казахстана, Туркменистана и Ирана. Это первое логистическое решение по скоростной доставке грузов от побережья Восточного Китая на рынки Персидского залива.
Как пояснили в филиале АО «НК «ҚТЖ» - «Центр развития транспортной логистики», маршрут состава из 40-футовых контейнеров с различным грузом пролегал через магистральную сеть Китайских железных дорог, пограничный переход Алашанькоу – Достык, новые линии Казахстана (Жезказган – Бейнеу и Узень – ст. Болашак) и далее через железнодорожную сеть Туркменистана и Ирана в г. Тегеран.
15 февраля поезд прибыл на Тегеранский железнодорожный вокзал, преодолев расстояние более 10 тысяч км за 14 дней, проследовав через новый пограничный пункт перехода Болашак и далее на Серахс. В дальнейшем мультимодальный оператор АО «KTZ Express» планирует осуществлять перевозку через станции Акяйла – Горган и затем до Тегерана, с доведением скорости на всем маршруте до 10-12 суток, что в 2,5 раза быстрее традиционного морского транспорта (25-30 суток).
Сегодня Иран позиционирует себя как надежное связующее звено на пути с Дальнего Востока, Центральной Азии на Ближний Восток и в Европу. Участие в возрождающемся проекте Шелкового пути является одним из приоритетов деятельности Иранских железных дорог. Генеральный директор ИЖД Мохсен Пурсейед Агаи в ходе официальной церемонии по случаю прибытия первого грузового поезда из Китая заявил, что объем транзитных перевозок по железным дорогам может быть существенно увеличен и уже в 1395 году по иранскому календарю (21.03.16 г. – 20.03.17 г.) достичь 4 млн. т. Как сообщает информагентство Iran.ru, глава железнодорожной администрации отметил, что продолжение таких перевозок зависит от подписания в КНР договоров на транспортировку грузов. Однако задача состоит в том, чтобы ежемесячно из Китая в Иран отправлялся как минимум один поезд. Одновременно транспортные компании прилагают усилия к тому, чтобы поезда, возвращающиеся в Поднебесную, также были обеспечены грузами. В будущем разгрузочно-погрузочные работы также могут быть организованы в порту Бендер-Аббас.
Проект выглядит перспективным и в свете озвученных планов Ирано-Китайской торговой палаты увеличить объем торговли между двумя странами на 20% до 50 млрд. долларов в год. Иран может экспортировать в Китай энергоносители, нефтехимическую продукцию, газовый конденсат, полезные ископаемые, сельскохозяйственную продукцию и многие другие товары через территорию Казахстана.
Детали совместных транспортных проектов были обсуждены в ходе рабочего визита делегации АО «НК «Қазақстан темір жолы» во главе с президентом компании Аскаром Маминым в Иран 21-22 февраля. В Тегеране руководителем ҚТЖ был проведен ряд двусторонних встреч с главами ведомств и компаний транспортной отрасли. В частности, в ходе деловых переговоров с генеральным директором компании «Social Security Investment Company» (SHASTA) Сейед Мухаммад Реза Аятоллахи обсуждены вопросы совместного строительства терминала в морском порту Бендер-Аббас и объектов инфраструктуры по принципу сухого порта вблизи станции Инчебурун.
Таким образом ҚТЖ стремится реализовать часть президентской программы «100 конкретных шагов» по интеграции Казахстана в международные транспортно-коммуникационные потоки и созданию Евразийского трансконтинентального коридора. Важным этапом в решении этой задачи является создание центров консолидации и распределения грузопотоков в основных морских гаванях Евразии, в том числе в портах Персидского залива.
Иранские и казахстанские железнодорожники наметили конкретные планы по достижению объемов перевозок грузов между двумя странами до 2,5 млн. тонн по итогам текущего года. Большую роль в этой связи играет создание благоприятных тарифных условий и активизация работы по привлечению российского экспорта в Иран через железнодорожную ветку Узень – Берекет – Горган, что также было отмечено в итоговом протоколе встречи.
В рамках этой работы 28 февраля в Ашхабаде прошла трехсторонняя встреча между руководством АО «НК «ҚТЖ», Министерством железнодорожного транспорта Туркменистана и железными дорогами Исламской Республики Иран, в ходе которой были достигнуты договоренности о пролонгации на 2016 фрахтовый год тарифных условий, согласованных 5 октября 2015 года в Тегеране между данными железнодорожными администрациями для перевозок из Казахстана зерна, черных металлов, ферросплавов, алюминия, асбеста назначением на станции Ирана через его южные порты. Также принято решение распространить эти тарифные условия на грузопотоки, следующие из России и других европейских стран.
Что касается иранского экспорта, то была достигнута договоренность по использованию парка рефрижераторных контейнеров АО «НК «Қазақстан темір жолы» для перевозки продовольственных грузов.
Помимо взаимодействия в сфере перевозок, в ходе встреч с иранскими коллегами обсуждались перспективы сотрудничества в области железнодорожного машиностроения. Речь идет о возможности поставки для нужд ИЖД 150 локомотивов серии «Evolution», 70 пассажирских электровозов, 5 тысяч грузовых вагонов, рельсов и стрелочных переводов. Состоялись переговоры с генеральным директором «Raja Rail Transportation Co.» С. Х. Мусавинеджадом с участием президента Patentes Talgo S.A К. П. Ориоль по поставке 200 пассажирских вагонов нового типа производства ТОО «Тұлпар-Тальго» (ранее несколько единиц подвижного состава были доставлены иранской стороне для изучения эксплуатационных характеристик). Качественно новый уровень сотрудничества, который можно констатировать по итогам последних переговоров в Тегеране и Ашхабаде, сулит большие перспективы для бизнеса.

Опора на инфраструктуру
В Казахстане, как и в Иране, понимают, что инфраструктура не должна стать сдерживающим фактором в реализации двустороннего сотрудничества и проекта «Новый Шелковый путь» в целом. Поэтому модернизация существующих и строительство новых транспортных мощностей являются приоритетными задачами.
Сотрудничество между Казахстаном и Ираном в области морских перевозок заключается в транспортировке грузов между портом Актау и портами Ирана. Основной номенклатурой грузов на данных участках являются металл, зерно, колесная техника и так далее. В 2015 году Актауский порт был существенно модернизирован. По словам вице-президента АО «НК «ҚТЖ» Каната Алпысбаева, новые терминалы увеличат его возможности по перевалке генеральных видов грузов, зерна и контейнеров с 16,5 до 19,5 млн. тонн в год. Цель на 2016 год – привлечь грузопотоки на данном направлении порядка 4 млн.тонн (+714 тыс.тонн к уровню 2015 года).
Развивая «западные ворота», Казахстан не меньшее значение придает «восточным». Речь идет, прежде всего, о СЭЗ в Хоргосе. 17 марта в городе Нанкин (КНР, провинция Цзянсу) по инициативе АО «НК «Қазақстан темір жолы» состоялся форум по привлечению иностранных инвесторов в развитие СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». В ходе своего выступления президент АО «НК «ҚТЖ» Аскар Мамин подчеркнул важность инициатив лидеров РК и КНР Нурсултана Назарбаева и Си Цзиньпина по реализации программы «Нұрлы жол – Путь в будущее» и проекта «Экономический пояс Шелкового пути», которые создают оптимальные условия для обеспечения торговли на евразийском континенте с обязательным развитием перевозок по совместной транспортно-логистической системе.
«Уникальность СЭЗ связана с широкими возможностями по обеспечению логистических цепей поставок грузов в Азию и Европу. Современная инфраструктура, налоговые и таможенные преференции позволяют создать новые производства, прежде всего, для рынка Евразийского союза с населением порядка 180 миллионов и торговым оборотом с КНР порядка 110 миллиардов долларов США», – отметил А. Мамин.
В настоящее время Сухой порт СЭЗ полностью готов и уже осуществляет логистические и мультимодальные операции с дальнейшей доставкой грузов до потребителей стран Таможенного союза, Центральной и Южной Азии, Европы и стран Персидского залива.
Напомним, старт строительству Сухого порта дан Главой государства Н.Назарбаевым в июле 2014 года, а уже в декабре 2015 года сдана в эксплуатацию первая очередь этого объекта. Это позволило оператору Сухого порта компании «KTZ Khorgos-Gateway» приступить к производственной и инвестиционной деятельности. В текущем году в порту планируется обработать почти 200 тысяч контейнеров, а к 2020 году стоит задача выйти на проектную мощность 500 тысяч контейнеров.
Иран также придает большое значение усилению терминальных мощностей. К примеру, в начале февраля в СЭЗ «Маку» был открыт многоцелевой экспортный терминал площадью 12 га, строительство которого было осуществлено в течение года. Стоит отметить, что «Маку» площадью 5 тыс. кв. км является крупнейшей в Иране торгово-промышленной СЭЗ. Она находится на севере провинции Западный Азербайджан, и ее отделяет кратчайшее расстояние по суше от портов Черного и Средиземного морей. То есть «Маку» считается ближайшей от ЕС иранской экономической зоной, через которую осуществляются экспортные поставки товаров и услуг в европейские страны и обратно. В настоящее время на территории данной СЭЗ ведется строительство еще одного экспортного терминала площадью 32 га.
Помимо этого, в Иране продолжается строительство железной дороги Захедан – Чабахар, тем самым планируется создать Восточный железнодорожный транспортный коридор. Следует напомнить, что Чабахар – это ближайший к странам Центральной Азии морской порт, имеющий прямой выход к открытым водам. Иран придает ему большое значение в плане развития торговли в регионе, в первую очередь с центрально-азиатскими государствами, Россией и Европой. Ввод железной дороги в эксплуатацию должен состояться в 2019-2020 гг.
Таким образом, новая транспортно-логистическая инфраструктура Казахстана и Ирана будет способствовать росту грузопотоков между двумя странами и региональной торговли в целом. Позиции «Экономического пояса Шелкового пути» как одного из ключевых проектов Евразийского континента также продолжают усиливаться.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions