+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.09.2015 15:14:42
Разное / Новости
РЖД-Партнер

Армения: транспортный аутсайдер

Девять месяцев назад Армения и Иран подписали соглашение о строительстве железной дороги. Тогда казалось, что эти договоренности взаимовыгодны для обеих стран: как для Армении с закрытыми границами с Азербайджаном и Турцией, так и для Ирана, ущемленного санкциями. Однако сейчас, когда санкции могут быть сняты, Иран может выйти из проекта, стоимость которого – $3,7 млрд, а у Армении без помощи партнера таких денег нет.
 

Без интереса

Правительство Армении не учло, что сейчас Иран и Азербайджан также ведут переговоры о создании железнодорожного сообщения. И эта ветка будет иметь такие же функции, как и предполагаемая магистраль Иран – Армения. Поэтому если Иран организует сообщение с Азербайджаном, надобность в маршруте до Армении отпадет. И цена имеет значение – стоимость магистрали до Азербайджана оценивается всего в $400 млн.


При этом стоимость – не единственное преимущество. Отправка товаров из Ирана в Россию через Армению будет достаточно сложной процедурой, так как последняя не имеет прямого железнодорожного сообщения с РФ. Во втором случае поезда напрямую будут прибывать в Россию из Азербайджана.


Напомним, что область Нагорного Карабаха Азербайджана и некоторая прилегающая территория находились под контролем армянских солдат и этнических армянских групп с конца шестилетней сепаратистской войны в 1994 году. В 1993-м, перед перемирием, Турция закрыла свою границу с Арменией в знак солидарности с Азербайджаном. Граница с Азербайджаном также была закрыта, оставив Армению в изоляции.

В ноябре 2014 года министр дорог и городского развития Ирана Аббас Ахунди сообщил, что Иран подписал меморандум о взаимопонимании с Арменией по строительству железной дороги. Он отметил, что, согласно документу, Армения продлит свою инфраструктуру до города Джулфа в Иране. В то же время министр энергетики Ирана Хамид Читчиян подтвердил, что страны планируют совместную работу в рамках различных проектов, в том числе в части создания альтернативной энергии и добычи полезных ископаемых. В этом году на саммите БРИКС в Уфе президент Армении Серж Саргсян призвал инвесторов принять участие в проекте, но никто так и не выразил своего интереса.

Конкурент наращивает обороты

Шесть месяцев назад Северо-Кавказская железная дорога – филиал ОАО «РЖД», управляющая железными дорогами Армении в соответствии с соглашением о концессии, которое было заключено в 2008 году на 30 лет, объявила на саммите в Тбилиси, что уже потратила $245 млн в период 2009–2014 гг. на модернизацию инфраструктуры в Армении. РЖД выступили против строительства железной дороги Армения – Иран. Экс-глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин отметил, что железная дорога Армения – Иран не имела никаких перспектив.

Заместитель министра международной экономической интеграции и реформ Республики Армении Сурен Караян, в свою очередь, заявил, что приготовления к строительству идут полным ходом. С. Караян сообщил, что оно могло бы начаться в 2016 году и закончиться в 2022-м. По его словам, стоимость на тот момент оценивалась в $3,2 млрд. Около 60% этих средств должны были быть получены от дубайской инвестиционной компании Rasia, которая предложила профинансировать проект еще в 2014 году.


Но пока Армения только наблюдает за тем, как наращивает торговые обороты конкурент – Азербайджан в рамках транспортного коридора Европа – Кавказ – Азия (TRACECA). Напомним, TRACECA – транспортная программа международного сотрудничества между ЕС и Восточной Европой, Южным Кавказом и Центральной Азией. У проекта есть постоянный секретариат в Баку, финансируемый Европейской комиссией, и региональное отделение в Одессе. С 2009 года он полностью финансируется своими государствами-участниками.


В то время как внешняя торговля Армении идет не очень гладко, Азербайджан в рамках TRACECA действует весьма успешно. Государственный статистический комитет Азербайджана сообщил, что объемы, транспортируемые через Евразийский транспортный коридор по территории Азербайджана в январе – феврале 2015 года, составили 9,1 млн т, то есть на 1,6% больше, чем за аналогичный период 2014-го. В резюме комитета говорилось, что автомобильный транспорт составлял 54,1% суммарного объема транспортируемого груза, железная дорога – 31%, морской транспорт – 14,9%. Кроме того, 53,8 млн пассажиров путешествовали по коридору TRACECA в январе – феврале 2015 года (на 7,9% больше, чем за аналогичный период 2014 г.). Доходы Азербайджана от перевозки грузов через коридор TRACECA составили $80,1 млн (на 8,6% больше, чем за аналогичный период 2014 г.).

Жертва блокады

Геостратегическое положение Азербайджана и дальше будет усиливаться, в том числе и благодаря открытию ключевого участка развивающейся евразийской железнодорожной сети вдоль исторического Великого шелкового пути – Баку – Тбилиси – Карс (БТК). Его стоимость – $613 млн. Пропускная способность этого маршрута составит 17 млн т груза в год. Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган на бизнес-форуме в Пекине этим летом объявил, что первый испытательный поезд по маршруту пересек турецкую территорию 30 июля.

Интерес к БТК выражают и другие страны. В декабре 2014-го посол Казахстана в Азербайджане Амангельды Жумабаев отметил, что его страна заинтересована в этом маршруте. «Для нас очень важно иметь доступ на иностранные рынки, – сказал он. – Мы можем поставлять не только нефть и природный газ, но и другую продукцию. БТК – хорошая возможность для нас. Согласно нашим данным, объемы грузооборота на этом маршруте составят 16 млн т в год. И мы хотим, чтобы наши грузы тоже вошли в это число».

Китай также интересуется БТК. В прошлом ноябре азербайджанский министр транспорта Зия Мамедов сказал, что китайское Министерство железнодорожного транспорта гарантировало транспортировку 10 млн т груза в год по этому маршруту. Афганистан тоже присматривается к БТК. В марте министр иностранных дел Афганистана Зарар Ахмад Османи выразил заинтересованность в продлении маршрута до Афганистана через Каспийское море.

Азербайджан сегодня активно инвестирует в развитие водных путей. Международный паромный терминал в городе Алате, в 40 милях к югу от Баку, уже начал работу, а морской порт Баку приступил к модернизации. Его пропускная способность постепенно будет расти до 25 млн т грузов и 1 млн контейнеров в год.

По словам главы железных дорог Азербайджана Арифа Аскерова, Армения также может принять участие в развитии БТК, но только после того, как будет улажен конфликт в Нагорном Карабахе. Бывший глава Армянского ЦБ Баграт Астарян заметил, что Армения сегодня находится в блокаде, страна потеряла прямую связь с главными торговыми партнерами – Европой и Россией. И власти, по его мнению, должны задуматься, стоит ли территория Нагорного Карабаха дальнейшего будущего страны.

Кристина Александрова

по материалам портала Silk Road Reporters
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions