+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.02.2016 13:05:46
Логистика / Новости
РЖД-Партнер

Зерно на вывоз: уравнение со множеством неизвестных

В текущем сельскохозяйственном году (июль 2015 г. – июнь 2016 г.) российские компании могут экспортировать до 32,8 млн т зерна. Это вернет стране звание крупнейшего в мире экспортера. В США отмечают, что если валюты развивающихся стран не прекратят падение, Соединенный Штаты продолжат терять свою долю в экспортном рынке.
 

Рост производства зерна в стране увеличился на 25% и составляет сегодня порядка 30 млн т, из которых 22 млн – пшеница, подтверждает министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев. По данным Российского зернового союза (РЗС), экспорт зерновых в 2014/2015 сельскохозяйственном году, который завершился 30 июня 2015-го, составил 31,7 млн т. Почти столько же, по оптимистичным прогнозам Минсельхоза России, можно будет вывезти в нынешнем сельскохозяйственном году. «Потенциальный объем экспорта прогнозируется на уровне 32,8 млн т. Эти цифры вполне реальны с учетом текущей конъюнктуры рынка и курсовой разницы. США на самом деле сейчас не являются сильным игроком на рынке зерна. Единственная растущая в мире валюта – это американский доллар, то есть свой продукт страна не может продавать дешево. Неудивительно, что на этом фоне Штаты теряют своих покупателей, в то время как РФ может завоевывать новые рынки, экспортируя большие объемы», – говорит аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка Евгений Зайцев.

Действительно, ожидается, что США, нынешний мировой поставщик № 1, в этом сезоне поставит менее 22 млн т.


«Снижение поставок связано со снижением конкурентоспособности американской пшеницы из-за роста курса доллара. Россия поставляет заметные объемы даже в соседнюю с США Мексику – более 400 тыс. т. Другой фактор касается объемов производства. Хороший урожай 2015 года позволяет планировать экспорт пшеницы на уровне 23,5 млн т, из которых вывезено уже более 18 млн т. К тому же качество российской пшеницы и ее цена удерживают высокую конкурентную планку по сравнению с поставщиками из Болгарии, Украины, Румынии и даже Франции», – отмечает начальник отдела анализа рынков департамента стратегического маркетинга ЗАО «Русагротранс» Игорь Павенский.


По его прогнозу, инфраструктура российских терминалов сегодня справляется с растущими объемами, кроме того, существует определенный резерв. В Российском зерновом союзе уточнили, что объемы экспорта можно увеличить еще на 3–4 млн т без серьезной нагрузки на инфраструктуру.

Возможную трудность для экспортеров может создать государство, которое в феврале прошлого года ввело ограничительную пошлину на экспорт зерна. Ее действие значительно снизило общие объемы отправок за сельскохозяйственный год. Вопрос о введении новой пошлины или о ее полной отмене обсуждался правительством в Кремле в конце января 2016-го, но пока никаких изменений нет. «Все еще может измениться, но пока что решение не было принято», – пояснили в Российском зерновом союзе. «Полная отмена действующего сегодня ограничения поспособствует росту объемов экспорта зерна», – согласны в компании «ОЗК». Это означает, что экспорту открыты широкие возможности и выполнить оптимистичный прогноз будет не сложно.

Напомним, сегодня Россия удерживает лидерство по экспорту зерна на рынках Средиземноморья и Африки. «В настоящее время перечень стран, в которые экспортируются зерновые российского происхождения, достаточно ограничен. Преимущественно российское зерно поставляется в государства Северной Африки и Ближнего Востока, которые являются традиционными потребителями российской сельскохозяйственной продукции», – уточняют в ОЗК. По мнению представителя компании, для российских экспортеров, несомненно, представляют интерес азиатские рынки.
Между тем в конце 2015 года Китай и Россия смогли достичь соглашения об условиях поставки российского зерна. Это означает, что наконец налажены каналы для расширения рынков сбыта и дополнительный потенциал роста экспорта может быть в виде выхода на азиатские рынки, прежде всего в Китай и Юго-Восточную Азию. В результате достигнутых соглашений уже в ближайшие годы объем экспорта зерна в КНР может вырасти до 1 млн т в год. Речь идет о поставках зерна из четырех регионов Сибири. «Восточная Азия (Китай, Япония) является емким рынком с точки зрения потребления фуражного зерна (кукурузы, сои), относительно же продовольственной пшеницы здесь высокие требования по качеству. Значительные трудности на этом направлении представляют слабая инфраструктура и удаленность производителей зерна от портов на Дальнем Востоке», – уточняет И. Павенский. На сложности в поставках на Восток указывают и представители бизнеса. «Существует масса ограничительных мер со стороны азиатских стран по фитосанитарным нормам, которые мешают экспортерам наращивать объемы вывозимого зерна. Для реализации экспортного потенциала российского сельскохозяйственного рынка в полном объеме необходимо государственное участие в его развитии и регулировании. В частности, нужна поддержка экспортеров для выхода на новые нетрадиционные рынки сбыта российской сельхозпродукции, лоббирование интересов экспортеров на основных рынках сбыта российской сельхозпродукции», – подчеркивают в ОЗК.

В свою очередь, в ИКАР заявляют, что радужные планы в текущих условиях мировой экономики – это всегда уравнение со множеством неизвестных. «Говоря о перспективах, необходимо понимать, что это уравнение со множеством неизвестных. Да, у российских компаний есть инфраструктурные возможности для вывоза больших объемов, и есть новые рынки сбыта, например страны Африки, Юго-Восточной Азии, Южной Америки. Но если цена судового фрахта снова вырастет, или укрепится рубль, или урожай будущего года будет хуже наших ожиданий, то и объемы экспорта будут пересмотрены в сторону их уменьшения», – заключает Е. Зайцев.

Мария Шевченко 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions