+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.06.2015 12:48:52
Логистика / Новости
РЖД-Партнер

Параллельный импорт никому не безразличен

О введении параллельного импорта эксперты разного уровня высказываются уже несколько лет подряд и до сих пор не пришли к единому мнению. Однако его уже не избежать. ИА РЖД-Партнер.ру попыталось разобраться, что такое параллельный импорт и благое ли это нововведение для российского рынка.
 

Власти страны обещают резко не менять текущие правила режима параллельного импорта. Об этом сообщил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович в рамках Недели российского ритейла. По его словам, переход на новые нормы будет проходить постепенно и затронет лишь отдельные категории товаров.

Споры о легализации параллельного импорта идут давно. Ранее Федеральная антимонопольная служба настаивала на том, чтобы узаконить его, обосновывая это повышением конкуренции и снижением цен. Однако Высший арбитражный суд в своей практике старался защищать правообладателей.

В настоящий момент бренды в Россию могут ввозить непосредственно их владельцы и уполномоченные поставщики. Если же режим параллельного импорта одобрят, то согласие на ввоз товаров от владельца бренда уже не потребуется.

«Позиция правительства состоит в том, что правовой режим в этой сфере нельзя менять резко и одномоментно. Если изменения и нужны, то предсказуемые, с достаточным периодом времени для подготовки к ним и с акцентом на те сферы и группы товаров, где проблемы наиболее велики, – без распространения режима на весь спектр», – объяснил вице-премьер.

Напомним, что правительство предлагало распространить параллельный импорт на автозапчасти, лекарства и медицинское оборудование. При этом буквально на днях ФАС сообщила о возможности расширения данного перечня, предложив включить в него косметику и парфюмерию. Причем список автозапчастей также был расширен: теперь речь идет о деталях для всех авто- и мотосредств.

Сегодня мировые производители стараются по максимуму монополизировать рынки, чтобы потом диктовать свои условия, зарабатывая на этом. По мнению экспертов, параллельный импорт давно пора разрешить: цены на лекарства в России выше, чем в некоторых странах Европы. Этот механизм позволит государству сократить свои расходы.

«Сегодня импортировать в Россию продукцию известных брендов могут только правообладатели товарных знаков и их официальные дилеры. При этом разница отпускных цен очевидна: бытовая техника оказывается дороже на 10%, косметика – на 15–20%, одежда и обувь – почти вполовину, стоимость автозапчастей вообще бьет все рекорды. Но более всего отсутствие конкуренции сказывается на секторе госзакупок», – комментирует руководитель УФАС России по Санкт-Петербургу Вадим Владимиров.

Нельзя не отметить, что ФАС давно отстаивает легализацию параллельного импорта. Это позволило бы снизить цены минимум на 20%, а то и вдвое.

«Для наглядности можно привести такой пример: в России доза пневмококковой вакцины стоит $35, в Турции – $15», – иллюстрирует цифрами сложившуюся ситуацию главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти УФАС России по Санкт-Петербургу Артем Поленов.

Так, по подсчетам Евразийской экономической комиссии, цена импортных брендовых автозапчастей могла бы снизиться на 60–80%, парфюмерии – на 20–60%, автокресел – на 50%.

Однако далеко не все участники рынка поддерживают легализацию параллельного импорта. Генеральный директор Инновационного научно-производственного центра текстильной и легкой промышленности Михаил Зайцев полагает, что это может привести к легализации контрафакта.

«К возможности введения параллельного импорта в России нужно подходить очень взвешенно и аккуратно. Конкуренция – это хорошо, но она должна быть только добросовестной! В данном случае высок риск, что параллельный импорт будет стимулировать развитие именно недобросовестной конкуренции», – опасается он.

По мнению экспертов, введение нового режима торговли может стать благом для российской экономики, при условии что при ввозе товаров будет проводиться проверка их сертификатов соответствия.

«Представьте, что завтра одежду Gucci разрешат завозить всем желающим и продавать под маркой производителя в крупных магазинах. Будут ли у российского покупателя гарантии, что одежда аутентична? Кому предъявлять претензии при нарушении качества товара? Нужно сделать все возможное, чтобы на российский рынок не хлынул легальный поток контрафакта. Если и вводить параллельный импорт, то необходимо предусмотреть защиту потребителя в виде обязательной сертификации», – утверждает М. Зайцев.

А это, в свою очередь, добавит работы сотрудникам таможни. Так, начальник управления международных перевозок DPD в России Евгений Привалов уверен, что при внедрении параллельного импорта увеличится объем импортных поставок.

«Если будет принято решение о таможенном оформлении данных категорий товаров в специально выделенных местах, то это неминуемо потребует изменений в отработанных цепочках поставок, при этом возрастет загруженность таможенных органов на этих специализированных постах», – предполагает он.

В то же время участники рынка считают, что только так можно уйти от избытка монополистов.

«С одной стороны, монополизм на рынке, конечно, снизится, появится множество мелких импортеров вместо известных крупных компаний. На мой взгляд, это приведет к распылению грузопотоков по рынку. Если ранее существовали крупные известные бренды, то теперь будет множество более мелких импортеров», – рассуждает менеджер по международным перевозкам FM Logistic Иван Головко.

По его мнению, в результате все это может привести к получению сиюминутной выгоды, то есть снижению стоимости товаров для конечного потребителя.

«Но с другой стороны, тот же самый монополизм в свое время упорядочивал импорт, формировал четкие каналы и снижал риск создания серых схем работы», – добавляет он.

По словам представителя компании FM Logistic, при введении параллельного импорта физические объемы грузов останутся прежними, однако их качественная составляющая ухудшится.

Если поправки, предложенные ФАС, будут приняты, то в этом споре произойдет существенный перелом. Однако надо учитывать, что при параллельном импорте расширится круг продавцов, а следовательно, возрастет и опасность контрафактной продукции.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions