+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.05.2015 14:48:27
Логистика / Новости
РЖД-Партнер

Индекс операторов: итоги I квартала 2015 года

В условиях профицита парка, активного сжатия грузовой базы, а также возросшей конкуренции рынок операторов переживает не лучшие времена. Транспортным компаниям становится все сложнее бороться за место под солнцем. Однако, судя по результатам ежеквартального исследования (за I квартал 2015 г. был установлен рекорд самой высокой оценки – 76 баллов по 100-балльной шкале), им это
вполне удается.
 

Независимо от экономической конъюнктуры по-настоящему качественный сервис во все времена остается самым востребованным продуктом. Рецепт успеха достаточно прост: прозрачное и конкурентоспособное ценообразование, оперативность в решении любых вопросов от заключения договора до подачи вагонов под погрузку и внедрение новейших решений в части управления вагонами. Все это входит в понятие «клиентоориентированность», уровень которой, кстати, с самого начала данного исследования планомерно растет (в I квартале 2015 г. показатель составил 78 баллов против 77 в IV квартале 2014 г.). Операторы понимают, что надежный клиент с хорошей грузовой базой – это сейчас основа выживания как минимум для малых и средних компаний, поэтому последние вынуждены поворачиваться к нему лицом, слушать и понимать, чего он хочет и почему. «Операторы дерутся за груз, дерутся за клиента», – говорят грузовладельцы. При этом один из них добавил, что по итогам текущего года можно ожидать, что 20–30% компаний все-таки уйдут с рынка, не выдержав конкуренции, будут слияния, поглощения и банкротства.

Тем не менее гибкость финансовых условий в отчетном периоде стала антирекордсменом, то есть потеряла максимальное количество баллов по отношению к другим показателям (67 баллов за отчетный период против 70 в IV квартале 2014 г.).

Приведем пример критических замечаний по отношению к ценовой политике транспортных компаний: «Совсем нет гибкости! Ни отсрочки, ни скидки. Дают только то, что обязаны предоставить нам по закону. Частные предложения не рассматривают совершенно». Судя по всему, промышленные предприятия уже успели привыкнуть к практически полной безотказности со стороны транспортных компаний. Однако последние также не готовы нести возможные финансовые риски. В ситуации валютной турбулентности, сезонного спада перевозок, отягощенного объективными расходами по содержанию и обновлению парка, скупость операторов в предоставлении финансовых поблажек вполне логична. Кроме того, зачастую одним из условий предоставления скидок значилось обеспечение определенного объема продукции, а поскольку на многих предприятиях погрузка сократилась, то и скидок получено не было.

Впрочем, большинство продолжают работать по привычным для грузовладельцев схемам. «Мы периодически пользуемся некими финансовыми поблажками, так как для нас это по-прежнему актуально. Нам всегда удается договориться с операторами, когда нужна отсрочка», – говорят участники исследования.

Стоимость услуг в I квартале 2015 года также получила один из самых низких баллов по сравнению с другими критериями индекса. И это также неудивительно: нет ни одного грузовладельца, не мечтавшего возить дешево, а лучше – бесплатно. Однако тот факт, что показатель не сполз вниз, а, напротив, прибавил 1 пункт, говорит о том, что операторы пока достойно держат удар, нанесенный регуляторами по железнодорожной отрасли в виде индексации тарифов с января 2015 года.

«Операторы, в отличие от РЖД, цены не подняли ни на копейку, что не может не радовать. Пока их ставки будут оставаться на прежнем уровне, мы будем довольны существующим положением», – говорит один из респондентов. Действительно, большую часть опрошенных грузовладельцев ставки на перевозку полностью устраивают. Тем не менее разброс ставок операторов достаточно велик. «Я занимаюсь именно этим – ищу, где дешевле, где интереснее ставки и условия, – рассказывает представитель промышленного сектора. – Всегда непросто найти золотую середину, чтобы условия сделки устраивали всех». Однако в целом респонденты довольны средним уровнем стоимости.

Есть, конечно, отдельные направления, в частности определенные районы Дальнего Востока, куда не много желающих посылать вагоны, так как нет обратного груза – и тогда о стоимости разговор отдельный. Но их, к счастью, мало. «В основном операторы за нас держатся, чтобы не остаться невостребованными», – говорят грузо¬владельцы.

Мало того, большинство транспортных компаний и вовсе не поднимали в этом году ставки, а в марте кто-то даже еще больше скинул цену на предоставление вагонов. Грузовладельцы единодушно отмечают, что даже если в дальнейшем тарифы понижаться не будут, то и существующая ставка их уже устраивает.

Как обычно, были в I квартале и недовольные уровнем ставок. Хотя речь идет, скорее, о совокупных услугах, предоставляемых как операторами, так и ОАО «РЖД». Последнее, напомним, в начале 2015 года было вынуждено проиндексировать тарифы, что, естественно, не вызвало особого энтузиазма в кругах грузоотправителей.

Претензий к согласованию заявок в I квартале грузовладельцы практически не имели, поскольку операторы по-прежнему демонстрируют высокую готовность к осуществлению повагонной/групповой отправки (плюс 2 пункта, 82 балла), а также разовой перевозки (плюс 1 пункт, 81 балл). Оперативность транспортных компаний объяснима. Сейчас они предельно заинтересованы в том, чтобы быстрее оформить заявку и подать вагоны. Поскольку предложения транспортной услуги избыточны, медлить никому не выгодно: «Операторы торопятся, быстро подают заявку РЖД и в этот же день сообщают номера вагонов. Иначе мы просто найдем другого оператора».

При этом транспортные компании достаточно адекватно реагируют на быстро меняющиеся направления и объемы перевозки, так или иначе находя некие компромиссные решения. «Операторы всегда готовы ехать туда, куда нам нужно. И достаточно гибки в ценовой политике: даже если нам надо скорректировать условия в меньшую сторону, то и это делают без проблем», – дополняет другой грузовладелец.

Кстати, такое единодушное операторское «согласие на все» было не всегда. Не далее как в IV квартале прошлого года звучали несколько иные комментарии, смысл которых сводился к тому, что по некоторым направлениям, где трудно найти обратную загрузку, операторы или отказывались ехать, или выставляли слишком высокую цену в целях компенсации порожнего пробега. Отсутствие таковых в I квартале говорит о еще большем усилении конкурентной борьбы и уменьшении грузовой базы.

По итогам I квартала техническое состояние вагонов стало единственным показателем, продемонстрировавшим рост на 5 пунктов (71 балл против 66 в IV квартале 2014 г.). Однако уровень удовлетворенности здесь обусловлен не столько объективными изменениями парка, сколько появившейся у грузовладельцев возможностью выбирать наиболее приемлемый по качеству подвижной состав с учетом избыточного предложения. Теперь грузовладелец может запросто разорвать отношения с компанией, предоставляющей некачественные вагоны, как это сделал один из респондентов. «После этого ремонта стало намного меньше, вагоны не выбывают из строя тогда, когда мы этого не ожидаем», – рассказывает он.

Вообще ремонт вагонов перед погрузкой силами грузовладельцев – по-прежнему распространенная практика: «Нам приходится самим чинить, и только потом ставить под погрузку». Или: «Многие вагоны, приходящие к нам, требуют ремонта, чем нам и приходится заниматься, чтобы не остаться без подвижного состава». Ряд предприятий, перед тем как грузить, например, щебень, заделывают прорехи в кузове, на что уходит немало времени и денег.

Так что, несмотря на высокую оценку по данному критерию, негатива много и техническое состояние вагонов оставляет желать лучшего. Причем это касается всех операторов – как крупных, так и малых: «У всех парк далеко не новый».

Некий резерв улучшения качества услуг операторских компаний, судя по комментариям опрошенных грузовладельцев, кроется в совершенствовании комплексной перевозки «от двери до двери». Однако, по мнению значительной части грузовладельцев, российским компаниям пока трудно вписаться в данный сегмент рынка, так как их предложения гораздо менее конкурентоспособны, чем у европейских коллег. Но судя по тому, что в рассматриваемом исследовании оценка грузовладельцев по данному критерию колеблется в сторону увеличения (71 балл против 69 в IV квартале 2014 г.), операторское сообщество все-таки задумывается о дальнейшем качественном развитии технологии комплексной доставки, а именно – об оптимальных способах ее осуществления с наибольшими удобствами и наименьшими затратами для клиента.

Виктория Зайцева

Справка

Редакция журнала «РЖД-Партнер» ежеквартально, начиная с января 2013 г., проводит исследование, посвященное оценке работы операторов подвижного состава со стороны клиентов железнодорожного транспорта общего пользования. Исследование публикуется в форме индекса, сформированного на основании 80 анкет, и контент-анализа, выполненного по результатам 20 интервью с представителями промышленного сектора. Индекс представляет собой 100-балльную шкалу, в которой диапазон 0–25 означает оценку «неудовлетворительно», 25–50 – «удовлетворительно», 50–75 – «хорошо», 75–100 – «отлично». В рамках указанной шкалы грузовладельцы оценивают степень своей удовлетворенности взаимодействием с операторскими компаниями по 11 параметрам. База респондентов охватывает как крупные, так и средние предприятия во всех федеральных округах. Цель исследования заключается именно в обобщении обратной связи от клиентов железнодорожного транспорта, а не в анализе ее достоверности.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions