Как известно, весомая доля в цене продукции приходится на транспортную составляющую. Как сделать отечественную продукцию конкурентоспособной? Как стимулировать импортозамещение, а также каким образом нарастить экспорт? Эти и другие вопросы обсуждались в Санкт-Петербурге в рамках форума «Сотрудничество предприятий России, ЕАЭС и БРИКС в сфере импортозамещения, экспорта и локализации».
Российская политика импортозамещения основывается на развитии экспорта, считает кандидат экономических наук, доцент МГУ Светлана Гусарова. По ее словам, идея импортозамещения не нова. «Существует две ключевые модели этого процесса: латиноамериканская и восточноазиатская. Последняя наиболее популярна. Она нацелена на создание новых отраслей и защиту своих слабых предприятий. В частности, всем известно, что в Китае долгое время проводилась политика адаптации и копирования чужих технологий. Также государством поощрялись экспортно ориентированные компании», – рассказала она.
В то же время Индия, в противоположность Китаю, как отмечает С. Гусарова, опиралась на свои силы, а когда удалось развить собственные технологии и производство, осуществила либерализацию экономики. «Бразилия, в отличие от других стран, сделала ставку на поддержку местного производителя, закрыв двери для иностранных инвесторов. Жесткая политика импортозамещения привела к тому, что были созданы крупные независимые от мировой конъюнктуры предприятия», – подчеркнула она.
По мнению С. Гусаровой, торгово-инвестиционные связи сегодня как никогда способствуют экономическому развитию стран БРИКС. Однако очень важно при этом сочетание импортозамещения и экспортоориентированности.
Из-за смены стран-импортеров поменялась и логистика сельскохозяйственных продуктов. До введения ограничений главными поставщиками овощей и фруктов были европейские государства, которые выигрывали не только по цене, но и по качеству продукции. «Объем российского рынка в среднем оценивается в $7 млрд в год, при этом объем потребления овощей и фруктов в нашей стране, по оценкам аналитиков, в 2 раза меньше, чем в Европе. Такой потенциал интересен импортерам», – полагает директор ООО «МарПроКо», российского представительства группы чилийских компаний Елизавета Левитина.
По ее наблюдениям, основными поставщиками фруктов до введения ограничений последние 10 лет являлись: Эквадор – 15%, Турция – 14%, Польша – 10%, а также Испания, Нидерланды, Аргентина, Чили, Марокко, Бельгия, ЮАР и Италия – 7–9%. ЕС и Турция сейчас выбыли из списка поставщиков плодоовощной продукции. Местное же производство еще не выпускает товары в тех объемах, чтобы обеспечить население продуктами питания. В связи с этим важно взаимодействие со странами Персидского залива, АТР и Латинской Америки.
Так, если из Европы продукты доставлялись в основном морским транспортом, то сегодня при транспортировке из стран Латинской Америки компании зачастую выбирают авиасообщение. «Фрукты относятся к категории скоропортящихся грузов, поэтому их доставка морским транспортом неэффективна, так как она может занимать порядка 40 дней. В настоящее время активно развиваются поставки фруктов из Мексики и Уругвая», – комментирует Е. Левитина.
Однако, по ее словам, сегодня только крупные компании могут себе позволить ориентацию на такой импорт. Е. Левитина полагает, что для поддержания ассортимента в торговых сетях необходимо присутствие среди поставщиков и местных производителей. «Что сейчас и происходит. Сейчас на полках практически все яблоки и картофель – отечественные», – уточнила она.
Отметим, что объем торговли между РФ и государствами Латинской Америки за прошлый год составил $15,8 млрд. По мнению представителя Национального комитета содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки (НК СЭСЛА) Марины Янушпольской, в последнее время значительно увеличился экспорт из России продуктов машиностроения, а также расширяется номенклатура импортируемых в страну товаров. «Сегодня из Латинской Америки поставляются не только фрукты и овощи, но и, например, морепродукты», – добавляет она.
По словам эксперта, важно не только нарастить товарооборот между странами, но и сбалансировать его. Сегодня же импорт из Венесуэлы очень низок, а экспорт – высок. С Чили же ситуация обратная.
Из-за рубежа в страну поставляются в основном машины и оборудование (53,3% в структуре импорта), продовольственные товары и сырье для их производства (13,9%), продукция химической промышленности (14,6%).
По мнению экспертов, сегодня очень важно делать ставку не столько на импортозамещение как таковое, сколько на снижение импортозависимости. В долгосрочной перспективе снижение импортной зависимости возможно лишь за счет инноваций, стимулирования инвестиций и создания новых инновационных предприятий. Однако полностью перейти на отечественное производство невозможно, да и не нужно. В связи с климатическими особенностями нашей страны, например, нереальна организация круглогодичных поставок плодоовощной продукции в необходимых объемах. В то же время важно наладить выпуск товаров с высокой добавленной стоимостью.
Татьяна Симонова
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions