RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
15.03.2016 15:25:35
Логистика / Новости
РЖД-Партнер

Импортозамещение обеспечит логистов работой

Как известно, весомая доля в цене продукции приходится на транспортную составляющую. Как сделать отечественную продукцию конкурентоспособной? Как стимулировать импортозамещение, а также каким образом нарастить экспорт? Эти и другие вопросы обсуждались в Санкт-Петербурге в рамках форума «Сотрудничество предприятий России, ЕАЭС и БРИКС в сфере импортозамещения, экспорта и локализации».
 

Ставка на экспорт

Российская политика импортозамещения основывается на развитии экспорта, считает кандидат экономических наук, доцент МГУ Светлана Гусарова. По ее словам, идея импортозамещения не нова. «Существует две ключевые модели этого процесса: латиноамериканская и восточноазиатская. Последняя наиболее популярна. Она нацелена на создание новых отраслей и защиту своих слабых предприятий. В частности, всем известно, что в Китае долгое время проводилась политика адаптации и копирования чужих технологий. Также государством поощрялись экспортно ориентированные компании», – рассказала она.

В то же время Индия, в противоположность Китаю, как отмечает С. Гусарова, опиралась на свои силы, а когда удалось развить собственные технологии и производство, осуществила либерализацию экономики. «Бразилия, в отличие от других стран, сделала ставку на поддержку местного производителя, закрыв двери для иностранных инвесторов. Жесткая политика импортозамещения привела к тому, что были созданы крупные независимые от мировой конъюнктуры предприятия», – подчеркнула она.

По мнению С. Гусаровой, торгово-инвестиционные связи сегодня как никогда способствуют экономическому развитию стран БРИКС. Однако очень важно при этом сочетание импортозамещения и экспортоориентированности.

Логистика в угоду политике

Из-за смены стран-импортеров поменялась и логистика сельскохозяйственных продуктов. До введения ограничений главными поставщиками овощей и фруктов были европейские государства, которые выигрывали не только по цене, но и по качеству продукции. «Объем российского рынка в среднем оценивается в $7 млрд в год, при этом объем потребления овощей и фруктов в нашей стране, по оценкам аналитиков, в 2 раза меньше, чем в Европе. Такой потенциал интересен импортерам», – полагает директор ООО «МарПроКо», российского представительства группы чилийских компаний Елизавета Левитина.

По ее наблюдениям, основными поставщиками фруктов до введения ограничений последние 10 лет являлись: Эквадор – 15%, Турция – 14%, Польша – 10%, а также Испания, Нидерланды, Аргентина, Чили, Марокко, Бельгия, ЮАР и Италия – 7–9%. ЕС и Турция сейчас выбыли из списка поставщиков плодоовощной продукции. Местное же производство еще не выпускает товары в тех объемах, чтобы обеспечить население продуктами питания. В связи с этим важно взаимодействие со странами Персидского залива, АТР и Латинской Америки.

Так, если из Европы продукты доставлялись в основном морским транспортом, то сегодня при транспортировке из стран Латинской Америки компании зачастую выбирают авиасообщение. «Фрукты относятся к категории скоропортящихся грузов, поэтому их доставка морским транспортом неэффективна, так как она может занимать порядка 40 дней. В настоящее время активно развиваются поставки фруктов из Мексики и Уругвая», – комментирует Е. Левитина.

Однако, по ее словам, сегодня только крупные компании могут себе позволить ориентацию на такой импорт. Е. Левитина полагает, что для поддержания ассортимента в торговых сетях необходимо присутствие среди поставщиков и местных производителей. «Что сейчас и происходит. Сейчас на полках практически все яблоки и картофель – отечественные», – уточнила она.

Новые страны-партнеры

Отметим, что объем торговли между РФ и государствами Латинской Америки за прошлый год составил $15,8 млрд. По мнению представителя Национального комитета содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки (НК СЭСЛА) Марины Янушпольской, в последнее время значительно увеличился экспорт из России продуктов машиностроения, а также расширяется номенклатура импортируемых в страну товаров. «Сегодня из Латинской Америки поставляются не только фрукты и овощи, но и, например, морепродукты», – добавляет она.

По словам эксперта, важно не только нарастить товарооборот между странами, но и сбалансировать его. Сегодня же импорт из Венесуэлы очень низок, а экспорт – высок. С Чили же ситуация обратная.

Из-за рубежа в страну поставляются в основном машины и оборудование (53,3% в структуре импорта), продовольственные товары и сырье для их производства (13,9%), продукция химической промышленности (14,6%).

По мнению экспертов, сегодня очень важно делать ставку не столько на импортозамещение как таковое, сколько на снижение импортозависимости. В долгосрочной перспективе снижение импортной зависимости возможно лишь за счет инноваций, стимулирования инвестиций и создания новых инновационных предприятий. Однако полностью перейти на отечественное производство невозможно, да и не нужно. В связи с климатическими особенностями нашей страны, например, нереальна организация круглогодичных поставок плодоовощной продукции в необходимых объемах. В то же время важно наладить выпуск товаров с высокой добавленной стоимостью.
Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Российская компания закрывает представительство в Риге из-за спада транзитных грузов

Российская компания закрывает представительство в Риге из-за спада транзитных грузов
Совет директоров российского предприятия химической промышленности "КуйбышевАзот" решил закрыть представительство компании в Риге, объясняя это падением объемов грузоперевозок.
РЖД-Партнер

Эдвинс Берзиньш назвал объемы российского грузопотока через Латвию

Эдвинс Берзиньш назвал объемы российского грузопотока через Латвию
Около 75% всех транзитных грузов составляют карго из России, заявил в эфире передачи "День за днем" Латвийского радио 4 председатель правления и президент Latvijas Dzelzceļš Эдвинс Берзиньш, сообщает Sputnik News.
РЖД-Партнер

Литовские перевозчики зерна будут конкурировать за грузы

Литовские перевозчики зерна будут конкурировать за грузы
В этом году литовские производители зерна намерены экспортировать около 4 млн тонн своей продукции, поэтому они отмечают, что процесс транспортировки в Клайпедский порт должен быть слаженным. Однако конкуренция за эти грузы в этом году будет более острой, отмечает LETA/BNS.


Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2017 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions