+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.09.2015 09:49:17
Разное / Новости
РЖД-Партнер

Обзор рынка складской недвижимости России (август 2015 г.)

Сегодня на рынке свободно около 1 млн кв. м качественных складских площадей. Несмотря на кризисные явления в экономике России и снижение темпов прироста новых объектов, объем вакантных складских помещений в августе 2015-го снизился по сравнению с данным показателем на начало года.
 

Холодное лето 2015-го

На фоне высоких объемов ввода новых складских площадей в I полугодии 2015 года III квартал, по предварительным прогнозам, продемонстрирует снижение данного показателя. «Прирост новых площадей составит около 20 тыс. кв. м – такой точки зрения придерживается партнер, директор по складской и индустриальной недвижимости Knight Frank Russia & CIS Вячеслав Холопов. – Сокращение темпов прироста нового предложения и высокий объем сделок скорректировали уровень вакантных площадей в сторону понижения. Так, за июль – август 2015-го уровень вакантных площадей снизился на 0,7 п. п. и составил 9,7%».


По его прогнозу, совокупный объем сделок по покупке и аренде качественных складов в III квартале 2015 года составит около 500 тыс. кв. м, что почти в 2 раза превысит аналогичный показатель I полугодия 2015-го. Стоит отметить, что указанный объем преимущественно сформирован несколькими крупными сделками по объектам площадью более 40 тыс. кв. м каждый. «Эта нетипичная для кризисного рынка ситуация объясняется тем, что некоторые компании используют появившуюся возможность и арендуют качественные складские площади на более привлекательных условиях», – добавляет В. Холопов.


По словам первого заместителя генерального директора SPSR Express Сергея Лапина, всплеск объясняется еще и тем, что многие ритейлеры откладывали запуск новых проектов на начало делового сезона – осень.

Двигатели складской недвижимости

«Основными драйверами спроса на складские площади являются торговые операторы, преимущественно продуктовые ритейлеры, производственные и логистические компании», – уверен региональный директор и руководитель отдела складских и индустриальных помещений компании JLL Петр Зарицкий.

По данным NAI Becar, ключевыми арендаторами складских помещений являются логистические компании (38% рынка), дистрибьюторы (21%), ритейлеры (26%), производственные компании (15%).

Стоит отметить, что тандем логистических компаний и розничных операторов на протяжении нескольких лет играет значительную роль в структуре спроса на складские площади. В течение 8 месяцев текущего года наиболее активными были операторы розничной торговли (на их долю пришлось 2/3 всего объема заключенных сделок). На долю транспортных и логистических компаний – порядка 13%. «В существующей экономической ситуации для онлайн-ритейлеров выгодно переводить многие бизнес-процессы на аутсорсинг, а не делать инвестиции в развитие собственной инфраструктуры. Среди них и склады. Именно поэтому услуги фулфилмент-центров, для которых логистические операторы арендуют складские комплексы, остаются востребованными. Например, в июне в условиях традиционного летнего спада фулфилмент-центр SPSR Express продемонстрировал рост на 180% по отношению к аналогичному периоду прошлого года», – комментирует С. Лапин.

Складская недвижимость под влиянием политики

По словам П. Зарицкого, складской рынок продолжает оставаться заложником внешней конъюнктуры. Ситуация на рынке складской недвижимости в 2015 году в значительной степени будет определяться динамикой макроэкономических показателей, а также геополитическим фоном, который сегодня оказывает влияние на всех участников рынка.

«Налицо признаки консолидации в сегменте девелопмента складской недвижимости: сильные игроки могут предоставить обеспечение по кредитам и, получив финансирование, продолжить строительство проектов, в то время как менее крупным игрокам проще отказаться от освоения новых площадок. В целом в ближайшее время развитием свежих проектов будет заниматься ограниченное количество игроков, а число новых складов существенно сократится. Мы ожидаем, что по итогам 2015 года прирост будет на 40% меньше аналогичного показателя 2014-го», – прогнозирует В. Холопов.

Необходимо отметить, что в текущей ситуации наиболее целесообразной стратегией для девелоперов выглядит реализация площадей формата built to suit. При этом девелоперы могут нивелировать риск невостребованности такого объекта на вторичном рынке за счет его продажи конечному пользователю.


«По-прежнему основным трендом 2015-го является строительство складских помещений под непосредственного заказчика. При этом объем инвестиций в складскую недвижимость, несмотря на экономическую ситуацию, находится на неплохом уровне. Летом был зафиксирован ряд крупных приобретений («ПНК-Чехов» – группой компаний «Бин», вторая очередь логопарка «Чехов» – компанией Adidas), что свидетельствует об интересе инвесторов к российским объектам. Способствуют такой активности низкие цены продажи», – полагает руководитель проектов департамента стратегического консалтинга NAI Becar Наталья Куваева.


По ее словам, арендные ставки продолжают снижаться. Так, за II квартал стоимость аренды упала в среднем на 10%. По прогнозам участников рынка, по итогам III квартала эта динамика усилится.

«В настоящий момент средний уровень ставок аренды по новым сделкам составляет около 4,2 тыс. руб. кв. м в год. Наблюдается очевидная дифференциация ставок в зависимости от расположения с относительно дорогим предложением складских объектов на наиболее востребованных направлениях (например, расположенных в непосредственной близости к «бетонке»)», – комментирует П. Зарицкий.

По словам Н. Куваевой, в ближайшие 1–1,5 года объем ввода новых высококлассных площадей будет серьезно сокращаться, что повлечет за собой снижение количества вакансий и рост ставок.

Надежда на инвестиции

Отраслевые аналитики отмечают, что сегодня для инвесторов на рынке складской недвижимости сложились достаточно благоприятные условия: на фоне падения цен открываются новые возможности по развитию бизнеса в России. «Особенно это касается зарубежных инвесторов, поскольку снизились в основном долларовые цены. Но давать точные прогнозы по увеличению объема сделок проблематично, многое будет зависеть от экономической ситуации в стране», – добавляет Н. Куваева.

«В случае улучшения ситуации в экономике строительная активность в складском сегменте восстановится довольно быстро из-за относительно короткого девелоперского цикла (как правило, 12–18 месяцев), что позволяет быстрее реагировать на изменения внешней среды», – считает П. Зарицкий.

Объем предложения в ближайшей перспективе будет пополняться за счет ввода крупных логистических парков, в которых будут представлены объекты формата built to suit, а также за счет строительства производственными компаниями собственных складов вблизи своих производств.

«Рынок претерпевает изменения в связи с финансовым кризисом, но говорить о кардинальной трансформации и падении отрасли качественной складской недвижимости преждевременно и необоснованно», – считает Н. Куваева.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions