+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.11.2015 11:37:48
Водный транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Росморречфлот подвел предварительные итоги навигации

Согласно предварительным итогам работы внутреннего водного транспорта, по данным Федерального агентства морского и речного транспорта, в навигацию 2015 года было перевезено 111,3 млн т грузов различного назначения против 122,3 млн т в 2014-м. При этом объем внешнеэкономических грузов составил 23,3 млн т. К концу навигации многие речные порты не только не смогли преодолеть уровень перевозок прошлого года, но и снизили показатели.
 

Глубинные проблемы

В навигацию 2015 года администрации речных бассейнов, подведомственные Федеральному агентству морского и речного транспорта, обслуживали 101,7 тыс. км внутренних водных путей. Причем более 60% от общей протяженности ВВП составляют безальтернативные водные пути, по ним перевозится 30% грузов.

В 2014 году потери речников из-за волжской проблемы (недостаточных глубин), по данным Минтранса, составили порядка 3 млрд руб.


Как сообщает Росморречфлот, содержание внутренних водных путей во многих бассейнах обеспечивалось в условиях продолжающейся в последние годы низкой водности, в связи с чем на основании статьи 77 КВВТ РФ администрациями бассейнов внутренних водных путей ограничения по осадке судов вводились в 10 бассейнах. В итоге на внутренних водных путях гарантированные габариты судовых ходов протяженностью 9251 км обеспечивались в Азово-Донском (260 км), Волжском (413 км), Байкало-Ангарском (109 км), Московском (1182км), Амурском (1473 км), Ленском (3558 км), Обском (391 км), Северо-Двинском (504 км), Енисейском (1001км) и Волго-Балтийском (360 км) бассейнах.


Наиболее сложные гидрологические условия, оказавшие значительное влияние на работу транспортного флота и, как следствие, на обеспечение объемов перевозки грузов, отмечались в Волжском, Азово-Донском и Ленском бассейнах. Согласно докладу комиссии по транспорту и транспортной инфраструктуре Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), общие убытки судоходных компаний по итогам текущего года могут достичь 20 млрд руб. В нынешний навигационный сезон на Единой глубоководной системе европейской части РФ, на которую приходится 70–75% объема перевозок грузов внутренним водным транспортом, сложилась критическая ситуация. В 2015-м к традиционной проблеме недостаточных глубин Волги в районе Нижнего Новгорода добавился кризис на Нижнем Дону, вызванный обмелением Цимлянского водохранилища. «Путевые работы и ряд других мероприятий (в том числе проводка транспортного флота путейскими судами), проводимые в Азово-Донском бассейне, в условиях низкой водности и крайне ограниченных водных ресурсов Цимлянского водохранилища позволили в текущую навигацию создать условия для наименьших потерь объемов грузоперевозок», – сообщили в пресс-службе Росморречфлота.

Грузы и маршруты

Несмотря на сложную навигационную обстановку, в 2015 году был полностью обеспечен северный завоз жизненно важных грузов по госзаказу в объеме 1,7 млн т, в том числе доставлено 599,6 тыс. т угля и 616,2 тыс. т нефтепродуктов. Кроме того, в аналогичных неблагоприятных гидрологических условиях доставка крупногабаритного изделия ОАО «Калужский турбинный завод» по р. Оке до пункта назначения состоялась в запланированные сроки. Также по внутренним водным путям была осуществлена транспортировка крупногабаритных грузов и нестандартного оборудования – морского плавдока из Зеленодольска (Республика Татарстан) в Северодвинск, оборудования для нефтехимической промышленности в Уфу.

В рамках соглашения о сотрудничестве между администрацией Алтайского края, грузоотправителем (Бийский гравийно-песчаный карьер), грузоперевозчиками и ФБУ «Администрация Обского БВП» заключен договор, в соответствии с которым администрация путем проведения дополнительного комплекса путевых работ обеспечила в течение 78 суток гарантированную глубину 140 см. Это позволило доставить 180 тыс. т продукции для потребителей региона, снизив нагрузку на автомобильные дороги. Однако лимитирующие участки с фактическими глубинами менее 4 м значительно ограничивают провозную способность и усложняют навигацию. Всего для обеспечения своевременной доставки грузов по внутренним водным путям Единой глубоководной системы европейской части России было выполнено 24 буксировки морских объектов: 12 буксировок обеспечено в направлении Азов – Астрахань, 10 – в направлении Астрахань – Азов и 2 – в направлении Санкт-Петербург – Астрахань.

Новые проекты – новые возможности

Ликвидация лимитирующих участков на внутренних водных путях – одна из главных задач, стоящих перед отраслью, что нашло отражение в действующих программных документах. В рамках подпрограммы «Внутренний водный транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 гг.)» завершается разработка и реализация комплексного проекта реконструкции объектов инфраструктуры канала имени Москвы. В ходе нее осуществлено строительство нового гидроузла Кузьминск взамен прежнего, построенного еще в 1914 году. «В настоящее время подходят к концу работы по демонтажу старого гидроузла. Приемка вновь построенного гидроузла Кузьминск рабочей комиссией ФГБУ «Канал имени Москвы» планируется в начале декабря текущего года», – пояснили в Росморречфлоте.


Отметим, что гидроузел Кузьминск обеспечивает необходимые для судоходства глубины на 50 км участка р. Оки. Он работает в каскаде с расположенным выше гидроузлом Белоомут и гидроузлами Москворецкой системы по р. Москве. Каскад соединяет город Москву через Оку с Волгой и, соответственно, с крупными промышленно-торговыми центрами России – Нижним Новгородом и другими городами Поволжья. После ввода в эксплуатацию гидроузлов Кузьминск и Белоомут гарантированная глубина на участке р. Оки стабилизируется, что позволит возобновить туристический маршрут «Московская кругосветка» и увеличить загрузку судов.


В рамках подпрограммы «Внутренний водный транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 гг.)» намечено строительство Нижегородского низконапорного гидроузла. По данным Росморречфлота, сегодня завершается первый этап проектирования данного объекта. В необходимом объеме проведены инженерные и другие изыскания, определены компоновочные и основные конструктивные решения гидроузла, определена оценка воздействия на окружающую среду. По итогам первого этапа в апреле 2016 года предусматривается получение заключений ФАУ «Главгосэкспертиза России» и государственной экологической экспертизы.

Нельзя не отметить, что на результаты навигации текущего года основное влияние оказала малая водность, которая наблюдается уже несколько лет как в европейской части страны, так и в Сибири, а также ухудшение качественных параметров внутренних водных путей в связи с длительным недофинансированием их содержания.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions