После того как снимки мертвого ребенка, чье тело прибило к берегу турецкого Бодрума, облетели все мировые СМИ, власти Европы заговорили о новой проблеме – развитии теневого логистического рынка перевозки беженцев. Сегодня, когда тысячи мигрантов пытаются добраться до Европы, этот нелегальный рынок становится сверхприбыльным.
С начала июля, согласно данным Frontex, в ЕС прибыло более 107 тыс. мигрантов. Большинство этих людей (до 90%) воспользовались услугами нелегальных перевозчиков. Гарантировать безопасность во время такого путешествия никто не может. В результате тела 71 беженца были обнаружены в грузовике на границе с Австрией, 800 человек утонули в Средиземном море в начале апреля. И это только две громкие истории. По статистике ООН, в целом с начала лета погибло 2,4 тыс. мигрантов, пытавшихся пересечь Средиземное море.
Сколько зарабатывают контрабандисты, точно неизвестно, но, как полагает управление ООН по наркотикам и преступности (UNODC), их ежегодный доход в Европе составляет €150 млн. Но эти данные не являются точными, так как основываются на прошлогодней статистике, то есть на показателях в 55 тыс. нелегальных мигрантов. Если же брать в расчет цифры только этого лета, то доход контрабандистов уже превысил €300 млн.
Как отмечает Глобальная инициатива против транснациональной организованной преступности, выйти на этот теневой рынок сегодня достаточно просто. Заработок также не заставит себя ждать – за перевозку беженцы платят сразу от €1,5 тыс.
Eвропол признает, что бороться с этой ситуацией очень сложно. «Важно, чтобы данные поступали в Европол со всех сторон. Информация о бандах контрабандистов должна идти из стран, откуда выезжают мигранты, и из стран, где они в итоге оседают», – говорят представители Европола. Это поможет проводить расследования каждого отдельного случая и привлекать контрабандистов к уголовной ответственности.
В конце июня Европолу уже удалось накрыть банду китайских нелегалов, действовавших в Испании, а также провести ряд арестов в Германии. Всего в Европе с начала июля было арестовано 77 человек, но это всего лишь капля в море.
Как говорят специалисты Глобальной инициативы против транснациональной организованной преступности, выявить нелегальных перевозчиков очень сложно. Банды обычно работают только с представителями своей национальности. То есть выходцы из африканских стран не будут заниматься перевозкой сирийцев, и наоборот. Деньги, как правило, идут в обход банковских систем. Сотни тысяч евро переводятся через теневую систему Hawala, не оставляя никаких документальных следов.
Итальянский криминолог Андреа де Никола в интервью Deutsche Welle утверждает, что, несмотря на серьезные риски, мигранты охотно пользуются услугами контрабандистов. «Они говорят так: «Если я останусь дома, я умру. У меня есть только один шанс – воспользоваться услугами контрабандистов», – говорит эксперт.
Специалисты по организованной преступности отмечают, что сегодня есть два пути в Европу. Мигранты из Западной Африки платят за каждый участок маршрута отдельно. Это очень рискованно для беженцев, так как перевозчик уже получил свои деньги и его не интересует, добрались ли люди до пункта назначения. Беженцы из Эритреи и Сирии идут другим путем. Сумма обговаривается заранее и переводится перевозчику только после достижения финальной точки маршрута.
Издание Deutsche Welle цитирует сирийского беженца Алаа Худа: «Вначале я должен был внести депозит в размере €1500 в одном из обменных офисов. Деньги должны были быть получены исполнителем после осуществления перевозки либо возвращены мне. С каждого человека офис берет комиссию €50».
Сегодня мигранты также активно используют соцсети, через которые и находят перевозчиков. Эксперт по вопросам миграции Вассилис Цианос говорит, что смартфон – это важнейший инструмент для мигранта. С помощью мобильного устройства они обмениваются информацией в группах Facebook, многие из которых носят название вроде «Для сирийцев, ищущих убежища в Европе». У такой страницы около 3 тыс. подписчиков. Создатели группы отвечают на вопросы в личных сообщениях о стоимости и возможных маршрутах, а сами беженцы делятся практическими советами по предстоящей поездке.
Сегодня на теневом логистическом рынке существует много предложений на любой кошелек. Так, мигрантам могут обеспечить чартерные перелеты из Турции по цене около €10 тыс. за человека. Есть и более дешевые опции – например, поездки на переполненных надувных лодках.
Европол уже дал примерные цифры. Так, поездка на лодке из Бодрума в Грецию обойдется в $1–2 тыс., из Ливии в Италию – от $900 до $4 тыс., путешествие из Будапешта в Вену – от $650 до $1 тыс., переход через границу Венгрии с Сербией – $200. В целом же маршрут из Турции в Германию (куда и устремились мигранты после заявлений Ангелы Меркель о готовности их принять) оценивается в $13 тыс.
Напомним, что Европу этим летом накрыл небывалый наплыв мигрантов, поставив под угрозу Шенгенскую зону и другие договоренности. Многие страны не справляются с потоком беженцев и обвиняют во всем Германию. Раскол произошел и в обществе. Часть европейцев на этой неделе начали вывешивать на своих домах баннеры, сообщающие о желании приютить мигрантов. Другие, наоборот, пребывают в страхе и устраивают акции протеста с призывами отправить беженцев домой.
РЖД-Партнер продолжит следить за кризисом.
Кристина Александрова
По материалам Deutsche Welle
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions