+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.07.2016 14:41:50
Водный транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь – июнь 2016 г.)

Темпы роста грузооборота портов РФ в текущем году с каждым месяцем увеличиваются. А падение их контейнерооборота по итогам I полугодия замедлились до 1,3%. Но можно ли уже говорить о том, что кризис позади, и можно ли назвать это успехом?
 

Порты наращивают объемы

По данным Ассоциации морских торговых портов, за первое полугодие 2016-го грузооборот гаваней вырос на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 344,6 млн т. Объем перевалки сухогрузов – 156,8 млн т (+10,7%). Наибольшую положительную динамику за 6 месяцев текущего года показали уголь (64,7 млн т, +11,9%), черные металлы (14,7 млн т, +7,5%), зерно (12,1 млн т, +29,4%), минеральные удобрения (8,5 млн т, +9,9%), руда (4,6 млн т, рост в 1,6 раза). Объем перевалки наливных грузов за этот период увеличился, но не так значительно (до 187,8 млн т, +2,3%). В том числе сырой нефти (до 111,2 млн т, на 9,4%) и сжиженного газа (до 6,5 млн т, +1,4%). В то же время упал объем перевалки нефтепродуктов (до 68,3 млн т, -7,3%). Что касается внешнеторговых грузов, то экспортных перегружено 276,6 млн т (+6%), импортных – 15,4 млн т (-6,3%), транзитных – 24,5 млн т (+0,7%), каботажных – 28,1 млн т (+19,2%). Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, по словам председателя совета директоров ООО «Дорн» Андрея Карпова, положительной динамики удалось добиться за счет наращивания экспорта.

Если говорить о динамике грузооборота по бассейнам, то можно отметить, что объемы перевалки в гаванях Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов за 6 месяцев 2016 года практически сравнялись. По мнению А. Карпова, данная тенденция в перспективе будет усиливаться. «Этому способствует не только переориентация грузопотоков из-за введенных взаимных санкций с ЕС, но и инициатива Китая. В частности, речь идет об их проекте «Морской Шелковый путь», который еще больше увеличит объем грузов, проходящих по Черному морю», – пояснил эксперт.

К тому же, как отмечает А. Карпов, период активного портостроительства на российской территории Балтики закончился. Основные крупные объекты, последний из которых – порт Бронка, введены. В то время как на Юге идет активное развитие и модернизация портовых мощностей. Так, в гаванях Балтийского бассейна объем перевалки грузов, по данным Ассоциации морских торговых портов, увеличился до 116,5 млн т (+2%), из них объем сухогрузов вырос до 43,3 млн т (+1,1%), а наливных грузов – до 73,2 млн т (+2,5%). Нельзя не отметить, что грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил 113 млн т (+5,3%), в том числе перевалка сухогрузов возросла до 45,5 млн т (+16,9%), а наливных грузов уменьшилась до 67,5 млн т (-1,2%). Таким образом, грузооборот портов Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов за 6 месяцев 2016-го практически сравнялся. Но наибольшими темпами объем перевалки продолжает расти в портах Арктического бассейна. Операторы морских терминалов перегрузили там 21,3 млн т грузов, что на 24,9% больше грузооборота за аналогичный период 2015 года. Увеличился объем перевалки сухогрузов (до 12,7 млн т, +10,9%), наливных грузов (до 8,6 млн т, в 1,5 раза).

Успешно дела идут и на Дальнем Востоке. Там грузооборот вырос до 90,9 млн т (+9,5%), из них сухогрузов – до 53,8 млн т (+15%), наливных грузов – до 37,1 млн т (+2,3%).

Спад объемов перевалки по-прежнему отмечается в гаванях Каспийского бассейна. За полгода 2016 года этот показатель составил 2,9 млн т грузов (-19,4%), из них наливных – 1,5 млн т (-25,9%), сухогрузов – 1,4 млн т (-11,6%).

Контейнерооборот подает надежды

Контейнерооборот портов России по итогам января – июня 2016-го сократился на 1,3% по сравнению с аналогичным показателем 2015 года (с 1,99 до 1,96 млн TEU), сообщает Ассоциация морских торговых портов.

Ухудшение конъюнктуры морских грузоперевозок в портах России вследствие кризиса и санкций в начале 2015-го в наибольшей степени затронуло именно контейнерную перевалку. Основной спад контейнерооборота приходится на импорт и переработку порожних контейнеров. Однако в текущем году темпы падения объемов перевалки контейнеров в портах планомерно замедляются. Так, по итогам января снижение контейнерооборота относительно аналогичного периода прошлого года составляло 10,3%, в I квартале – 5%, в январе – мае – 2,6%, в отчетном периоде – уже 1,3%.

Спад перевалки транзитных контейнеров (порожних и груженых) с января по июнь 2016 года составил 51,8% (с 42,95 до 20,71 тыс. TEU). В то же время каботажных контейнеров перевалено на 3,8% больше, чем в январе – июне 2015-го (283,73 тыс. TEU). Экспорт контейнеров за отчетный период сократился на 3,2% (до 824,93 тыс. TEU), а импорт вырос на 1,5% (до 829,56 тыс. TEU).

Хотя, как отмечают эксперты, основу российского контейнерного импорта составляют продовольствие, потребительские товары и автокомплектующие. Объемы поставок в Россию именно этих грузов оказались крайне чувствительными к колебаниям потребительского спроса, вызванного падением уровня реальных доходов населения.

Во всех бассейнах, за исключением Дальневосточного и Каспийского, контейнерооборот возрос. Так, на Балтике удалось нарастить объем на 3,2% (до 1 млн TEU), на Юге – на 3,1% (до 343,05 тыс. TEU), и даже порты Арктического бассейна в январе – июне увеличили перевалку контейнеров на 3,3% (до 65,18 тыс. TEU). Значительно просели объемы переработки контейнеров в портах Дальневосточного (на 11,4%, до 542,12 тыс. TEU) и Каспийского (на 26,3%, до 1,13 тыс. TEU) бассейнов.

Грузопотоки трансформируются

«Последние 2 года потребительский спрос падает, политическая ситуация нестабильная, курс валюты подвержен колебаниям, а таможенные сборы постоянно увеличиваются. Из-за всего этого мы видим, что глобальные клиенты предпочитают отгрузки отдельными лотами, чтобы снизить риски и быть уверенными в платежеспособности клиента. Также все меньше отправок осуществляется большими партиями и крупными объемами. Можно отметить, что сегодня компании переориентируются на отправку грузов в контейнерах», – комментирует коммерческий директор Black Sea Shipping Service Ltd., член альянса ACEX Денис Бобраков.

Тем не менее, по мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, направление Европа – Азия до сих пор является одним из самых востребованных в мировой торговле. И через территорию России проходят наиболее удобные маршруты для транспортировки грузов в контейнерах, которые и поступают в порты. «Понятно, что политические изменения и появление новых транспортных коридоров влияют на предпочтения грузоотправителей, но это не единственные факторы которые определяют выбор пути доставки грузов. В первую очередь важно доставить груз с минимальным количеством перевалок, быстро и безопасно. Необходимо наличие инфраструктуры, поддержки со стороны властей. В этих условиях именно Россия получает преимущество, так как у нас сделана ставка на развитие доставки товаров в контейнерах», – комментирует Д. Баранов.

Отраслевые аналитики полагают, что дно по контейнерообороту сегодня уже достигнуто и дальше возможны два варианта развития событий: либо этот показатель зафиксируется, либо начнет потихоньку расти. По мнению экспертов, восстанавливаться контейнерооборот будет вовсе не такими темпами, как падал. Максимум, по прогнозам аналитиков, он начнет расти с 2017-го по 5–7% в год. В то время как по итогам 2014-го контейнерооборот портов России составил 5,28 млн TEU, а по результатам 2015-го – 3,94 млн TEU, то есть падение за прошлый год 25,4%.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions