+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.04.2016 17:42:19
Водный транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (I квартал 2016 г.)

Несмотря на то, что 2015 год для портовых компаний выдался нелегким, за первые 3 месяца текущего года операторы портов всех бассейнов, кроме Каспийского, продемонстрировали положительный результат. Можно ли говорить о том, что рынок оживает?
 

Хорошее начало года

За январь – март 2016-го грузооборот морских портов России, по данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), увеличился на 4,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 167,3 млн т. Отметим, что в 2015-м грузооборот морских портов России за январь – март увеличился по сравнению с 2014 годом на 8,9% и составил 158,6 млн т. А в 2014-м по отношению к 2013 году грузооборот вырос на 5,7% (до 144,5 млн т).

На общее увеличение перевалки грузов повлиял рост объема перевалки как сухогрузов (на 10,6%), так и наливных грузов (на 0,4%).

Объем перевалки сухогрузов в текущем году составил 73,2 млн т. Большая часть грузов продемонстрировала положительную динамику. Так, перевалка угля выросла на 10,5% (до 29,2 млн т), зерна – на 40% (до 7,2 млн т), черных металлов – на 1,5% (до 7 млн т), минеральных удобрений – на 6,1%, объем переработки руды в морских гаванях увеличился в 1,9 раза (до 1,9 млн т). Снизился, пожалуй, только объем перевалки металлолома – на 17,7% (до 0,8 млн т).

Смена лидера не за горами?

Рассматривая объемы перегрузок грузов в распределении по морским бассейнам, следует отметить, что в 2015 году на лидирующее место по объему перегрузок вышел Азово-Черноморский морской бассейн, там перегружается 34,4% всего объема грузов. В Балтийском и Дальневосточном перегружается 34,1 и 25,3% грузов соответственно, доля Арктического бассейна составляет 5,2%, Каспийского – 1%.

По итогам 3 месяцев 2016 года в морских портах Дальневосточного бассейна грузооборот увеличился на 9,8% (до 43,1 млн т). По данным АСОП, объем переработки сухогрузов за данный период по сравнению с 2015 годом вырос на 15,9% (до 24,5 млн т), а наливных – на 2,7% (до 18,6 млн т). Несмотря на то, что объемы перевозок в большинстве бассейнов также растут, по итогам работы в январе – марте 2016-го они показали меньшую динамику.

Так, грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил по результатам 3 месяцев 2016-го 55,4 млн т, увеличившись на 3,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом перевалка сухогрузов выросла на 18,8% (до 21,4 млн т), а наливных – уменьшилась на 4,6% (до 34 млн т).

В портах Балтийского бассейна объем перевалки грузов остался практически на уровне прошлого года – 56,9 млн т (+0,6%). Объем наливных грузов увеличился на 1,3% (до 36,6 млн т), а сухогрузов – уменьшился на 0,7% (до 20,3 млн т).

Наибольшую динамику по итогам 3 месяцев показали операторы морских терминалов Арктического бассейна, но по объемам они уступают своим коллегам: компании перегрузили 10 млн т грузов, что на 18,3% больше грузооборота аналогичного периода 2015 года. Во многом увеличение достигнуто за счет перевалки наливных грузов, которая выросла на 41,2% (до 4 млн т). Однако объем перевалки сухогрузов за январь – март также продемонстрировал положительную динамику: +6,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (до 6 млн т).

Только в Каспийском бассейне в морских портах было перегружено 1,8 млн т грузов, что на 5% ниже уровня прошлого года за январь – март. Из них наливных – 0,8 млн т (-10,8%), сухогрузов – 0,9 млн т (+1,1%).

Контейнерооборот наоборот

Контейнерооборот российских портов по итогам 3 месяцев 2016-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продолжает снижаться. Падение составило 5%. За январь – март 2016-го в портах было переработано 950,2 тыс. TEU против 1 млн TEU за аналогичный период 2015 года

По итогам отчетного периода порты России перевалили на 57,4% меньше транзитных контейнеров, чем в I квартале 2015 года (9,6 тыс. против 22,5 тыс. TEU). Спад перевалки экспортных контейнеров составил 6,7% (с 432,5 тыс. до 403,3 тыс. TEU). В то же время импорт контейнеров почти не сократился – падение составило всего 0,1% относительно аналогичного периода прошлого года (410,3 тыс. против 410,9 тыс. TEU в 2015 г.).

Во всех бассейнах, за исключением Арктического и Балтийского, в I квартале 2016-го отмечено падение контейнерооборота. Так, порты Дальневосточного бассейна перевалили на 19,4% меньше контейнеров, чем в 2015-м, порты Азово-Черноморского – на 2,7% меньше, Каспийского – на 19,4% меньше. В Арктическом и Балтийском бассейнах контейнерооборот вырос на 9,8 и 2,1% соответственно.

Доля перевалки контейнеров портами Балтийского бассейна составила 52,8%, Дальневосточного – 25,9% от совокупного контейнерооборота российских портов.

Напомним, что по итогам 2014 года контейнерооборот портов России составил 5,28 млн TEU: экспорт – 2,3 млн TEU, импорт – 2,29 млн TEU, транзит – 100,5 тыс. TEU, каботаж – 586 тыс. TEU. Хотя уже к концу 2015-го отмечалось некоторое снижение темпов падения контейнерооборота, тем не менее по итогам прошлого года контейнерооборот портов РФ составил 3,94 млн TEU.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions