+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.02.2016 13:24:47
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Вагон под контролем

Объем производства новых вагонов в 2015 году снизился. В 2016-м несмотря на поддержку со стороны государства прогнозируется увеличение выпуска нового парка, но незначительное. В то время как только за прошлый год произошло списание более 100 ед. О том, сколько и какого подвижного состава требуется железнодорожной отрасли, РЖД-Партнер побеседовал с д. т. н., профессором кафедры «Эксплуатация железных дорог» Российской открытой академии транспорта Московского государственного университета путей сообщения (РОАТ МИИТ) Сергеем Елисеевым.
 

– Сергей Юрьевич, как Вы считаете, необходимо ли регулирование количества подвижного состава на железнодорожной транспортной инфраструктуре общего пользования?

– В идеале количество грузовых вагонов должно быть оптимально сбалансировано по отношению к объемам грузов, предъявляемых к перевозке и транспортируемых по сети. А для обеспечения перевозок грузов, неравномерно предъявляемых к перевозке, необходим мобильный резерв подвижного состава. Запас вагонов должен предусматривать наличие дополнительного парка вагонов, но не более 5% от их базового количества. С одной стороны, если грузовых вагонов не хватает для транспортировки предъявляемого объема грузов, то это негативно сказывается на потребительской корзине граждан, бизнесе и экономике страны в целом. Поясню. Если товар не отгружен вовремя, это приводит к сдерживанию производственных процессов предприятий, затариванию складских помещений и увеличению сроков доставки до потребителей. К тому же это приводит к увеличению налоговых выплат и конечной стоимости продукции при ее реализации потребителю. В итоге грузовладелец, стремясь покрыть эти непроизводительные издержки, полученные в результате невывоза продукции, включает их в стоимость продукции и товаров, тем самым увеличивая их конечную стоимость. С другой стороны, если вагоны простаивают без работы в ожидании грузов, то с экономической точки зрения это тоже крайне неблагополучная ситуация. Их владельцы не получают отдачи, то есть вагоны не только не приносят прибыли, но и не окупаются. Более того, за них необходимо платить налоги, оплачивать занятие этими вагонами станционных и подъездных путей, когда они находятся в непроизводительном отстое в ожидании работы, а также нести другие сопутствующие затраты. Непроизводительные издержки владелец вагонов покрывает за счет доходов от какого-либо другого вида деятельности (если он у него имеется), что приводит к увеличению стоимости перевозки.

– Что также в конечном счете ложится на плечи потребителей…

– Верно. Однако анализ показывает, что чем больший парк собственных вагонов имеет владелец, тем лучше эти вагоны используются. Это объясняется очень просто: на владельца давят издержки на содержание парка, и это заставляет его организовывать эффективное использование подвижного состава.

– Каким должен быть оптимальный оборот грузового вагона?

– К сожалению, в настоящее время следует отметить наличие негативной тенденции и пренебрежение к комплексной роли определения необходимого количества вагонов грузового парка с помощью важного и основного показателя работы железнодорожного транспорта, к которому относится оборот грузового вагона. Именно время от окончания одной погрузки до окончания последующей погрузки является ключевым комплексным показателем, который определяет, нормирует и позволяет организовывать эффективность использования вагонов в движении в поездах на участках, в процессе переработки на технических станциях и под выполнением грузовых операций по погрузке и выгрузке. Пренебрежение главенствующей ролью этого показателя и привело к тому, что оборот грузовых вагонов по сети железных дорог сейчас значительно ухудшился. Так, вместо 7 суток сегодня он составляет 17 суток. Простои вагонов на станциях выросли в десятки раз. Особо следует отметить и тот факт, что именно через оборот грузового вагона железные дороги и другие транспортные организации планируют баланс доходной и расходной частей. А также рассчитывают плановую прибыль, себестоимость перевозок и потребный парк вагонов для их обеспечения.

– Сейчас постоянно говорится о профиците парка. Однако темпы утилизации устаревших вагонов у некоторых вызывают опасения. Какое количество подвижного состава, на Ваш взгляд, сегодня было бы оптимальным?

– Исходя из всего вышеизложенного, налицо тот факт, что в целом регулированием необходимого количества грузовых вагонов для перевозки товаров на основе прогнозирования зарождения грузопотоков на железнодорожной транспортной инфраструктуре общего пользования, безусловно, должен заниматься специальный государственный орган. Напомню, в свое время этими функциями занимался Госплан во взаимодействии с Министерством путей сообщения и другими причастными ведомствами. Анализ показывает, что ранее общий парк грузовых вагонов по сети железных дорог состоял из 800 тыс. ед. Отмечу, что при этом ощущался дефицит подвижного состава примерно в 300 тыс. вагонов. В данный момент общий парк состоит из 1,4 млн вагонов, и теперь наблюдается уже профицит подвижного состава на те же 300 тыс. ед. Из этого следует, что золотая середина этого вопроса ориентировочно составляет порядка 1,1 млн вагонов.
Беседовала Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions