Запрет на продление сроков службы специализированных вагонов формирует дополнительные риски для грузовладельцев. Это может дестабилизировать перевозочный процесс, полагают специалисты Института проблем естественных монополий (ИПЕМ). (подробности online)
В течение ближайших трех лет истечет срок службы у 30 тыс. специализированных вагонов. «Из-за высокой стоимости покупки новых вагонов в условиях запрета продления их сроков службы и возникают риски невывоза грузов. Вот почему не следует делать поспешных решений, которые могут обернуться дополнительными затратами для государства и грузоотправителей», – порекомендовал заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук.
Процессы оптимизации вагоностроительных и вагоноремонтных мощностей стали следствием процессов, происходящих в отрасли. Напомним, что в 2000-е годы практически все заводы спешили наращивать мощности. А в последние два года наблюдается глубокий спад интереса к приобретению специализированного подвижного состава. Стихийность и скачкообразность спроса приводят к негативным последствиям. «Поэтому процессы оптимизации в отрасли должны находиться под контролем государства», – полагает В. Савчук.
Правительство озвучило свои планы по вводу запрета на продления сроков службы вагонов с 2016 г. Однако их активное списание уже идет. При этом снижаются и закупки новых вагонов. Таким образом, запрет продления проблемы не решает проблемы гармонизации рынка грузоперевозок: в текущих экономических условиях и при сложившихся ставках операторам нецелесообразно ни приобретать новые вагоны, ни модернизировать их. «По нашим оценкам, массовая закупка полувагонов может начаться только в случае роста ставок операторов до 700–900 руб./сутки», – проинформировал В. Савчук.
По оценкам ИПЕМ, в зону особого риска сейчас попадает специализированный подвижной состав. Скажем, в течение ближайших трех лет истечет срок службы у 13325 цистерн для химии и жидких продуктов, 3495 цементовозов, 1535 изотермических вагонов. «В случае ошибочных решений в дальнейшем придется их спешно исправлять», – предупредил В. Савчук.
О сложной ситуации со специализированными парками свидетельствуют также данные исследований ученых Научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I. В частности, сейчас на сети ОАО «РЖД» эксплуатируется около 45,9 тыс. фитинговых платформ. Средний возраст этого подвижного состава для перевозки контейнеров составляет 12,9 лет при назначенном сроке службы 32 года. 59% парка имеет возраст от 1 до 10 лет. До 2024 г. намечено списание 15 тыс. платформ.
Со II половины 2014 г. объемы производства фитинговых платформ резко упали в связи со снижением спроса, объемы списания превысили объемы поставок. И хотя в условиях падения спроса на перевозки загрузка данного парка остается неполной, а в России насчитывается 9 производителей фитинговых платформ, мощности которых позволяют поставлять ежегодно около 4 тыс. ед. такого подвижного состава, перспективы замещения списываемого парка не ясны.
Конкурентным расстоянием для перевозки фитинговыми платформами является 2 тыс. км и выше. Поэтому приоритетным направлением для их заказов окажется Восточный полигон. На нем спрос на подобный подвижной состав с учетом практики перевозок контейнеров на этом направлении и в другом типе
подвижного состава может быть удовлетворен. Однако на других направлениях есть большие риски возникновения локального дефицита фитинговых платформ.
Из исследований ученых можно сделать вывод: непродуманные решения в сфере специализированного подвижного состава в результате приведут к дополнительным затратам операторов, которые лягут либо на государственный бюджет, либо на грузоотправителей. Но в конечном итоге снова могут пострадать потребители.
Александр Солнцев
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions