+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.03.2015 11:24:20
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

СОЖТ не поддержал предложение о передаче вагонов в управление РЖД

НП "Совет операторов железнодорожного транспорта" (СОЖТ) не поддержал предложение о передаче в управление ОАО "РЖД" приватного парка универсальных грузовых вагонов, говорится в сообщении партнерства.

Эта позиция направлена в Минтранс РФ.

Напомним, в начале февраля 2015 года на совещании у заместителя министра транспорта РФ Алексея Цыденова обсуждались вопросы совершенствования модели управления вагонным парком на сети РЖД. По итогам обсуждения НП было предложено направить в адрес Минтранса России предложения операторского сообщества, касающиеся условий передачи в управление ОАО "РЖД" приватного парка универсальных грузовых вагонов.

По мнению СОЖТ, российским законодательством предусмотрена возможность привлечения приватного парка грузовых вагонов в аренду на договорных основаниях, и дополнительное нормативное правовое регулирование передачи в аренду перевозчику универсальных полувагонов не требуется.

"Партнерство не поддерживает дерегулирование вагонной составляющей или введение тарифного коридора для вагонной составляющей: такие меры неизбежно повлекут за собой снижение величины вагонной составляющей, что исключит возможность приобретения или модернизации подвижного состава. Кроме того, это в целом приведет к дерегулированию тарифа на перевозку грузов в инвентарном парке, что нивелирует сам принцип госрегулирования деятельности ОАО "РЖД" как субъекта естественной монополии", – отмечает партнерство.

НП считает, что такая передача без детального моделирования возможных негативных последствий может повлечь за собой усиление дисбаланса в естественно-монопольном и рыночном сегментах деятельности железнодорожного транспорта.

Предложения РЖД, касающиеся передачи в управление холдингу приватных универсальных грузовых вагонов появились несколько лет назад. Еще в 2009–2012 гг. ставка за полувагон доходила до 1,5 тыс. рублей, в то время как ставка Прейскуранта № 10-01 составляла около 1250 рублей. ОАО «РЖД» еще располагало около 180 тыс. вагонов инвентарного парка, переданного впоследствии в управление Второй грузовой компании (с 2012 г. ОАО «Федеральная грузовая компания»). Тогда как операторы получали сверхдоходы за счет управления более новыми парками и перевозкой наиболее доходных грузов, дешевые уголь и строительные грузы оставались РЖД. Это приводило, по мнению холдинга к недополученной прибыли. Решать вопрос предлагалось с помощью дерегулирования тарифа, что не нашло поддержки у ФАС, ФСТ и операторского сообщества.

Однако в следующие несколько лет ситуация с доходностью универсальных вагонов серьезно изменилась и рыночные ставки февраля 2015 года составили уже около 500 рублей для полувагона и 800 для цистерн, при неизменности ставки Прейскуранта. В РЖД стали отмечать значительные нагрузки на инфраструктуру, связанные с перевозками порожних приватных вагонов под наиболее выгодные для операторов контракты.Плата за порожний пробег перестала перекрывать издержки, связанные со снижением основных эксплуатационных показателей холдинга.

Еще осенью 2013 года вице-президент ОАО «РЖД» Салман Бабаев, говоря о возможной консолидации парка под управлением компании, отмечал, что из 1,2 млн вагонов на сети РЖД, около 300 тыс. являются лишними для обеспечения объемов перевозок. А в феврале 2014-го компания предложила владельцам грузового подвижного состава договор публичной оферты для совместного управления парком, уже опробованный на парке ОАО «ФГК», которое передало РЖД около 100 тыс. своих вагонов.

ФГК обнародовала итоги работы в новых условиях только один раз, в мае 2014 года. По итогам 5 месяцев, в компании отчитались о том, что оборот вагона сократился на 14,3% до 16,5 суток, коэффициент порожнего пробега к общему – на 8,5% до 0,43, производительность выросла почти на 30% до 8826 тонно-километров на вагон в сутки.

По итогам года оператор планировал сократить оборот до 13 суток и заработать до 3,6 млрд рублей. Однако официального подтверждения этих данных при подведении итогов не поступило.

В РЖД заявляли, что для эффективного управления необходимо около 250 тыс. вагонов, которые можно получить, например у ОАО «ПГК». Руководство оператора переговоры с перевозчиком вело, но заявляло, что готово лишь на совместное управление парком, а не в передачу его в аренду. «С точки зрения коммерческих интересов и качества услуг ПГК это должен быть не просто технологический аутсорсинг, а совместное с перевозчиком адресное управление парком, предусматривающее, что своевременная и ритмичная подача вагонов под погрузку останется в компетенции оператора», – комментировал их ход генеральный директор ПГК Олег Букин в октябре 2014 года.

Однако этой идее не суждено было осуществиться. Инициативу ОАО «РЖД» не поддержали в ФАС – руководитель ведомства Анатолий Голомолзин заявил, что «профицита парка на сети дорог не существует». Вице-премьер Аркадий Дворкович увидел в ней опасность ограничения конкуренции и монополизации рынка со стороны единственного национального перевозчика. Позиция СОЖТ лишь зафиксировала положение дел.

Алексей Лебедев

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions