+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.10.2014 16:15:36
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Ограничения на присвоение номеров грузовых вагонов – это риски для реальных секторов экономики – Совет потребителей по вопросам РЖД

Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» выработал предложения по проекту приказа Минтранса России «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта РФ от 14.11.2005 № 137».

Как сообщила пресс-служба совета, соответствующие предложения утверждены 22 октября на заседании совещательно-консультационного органа.

Наличие номера является одним из требований к эксплуатации грузовых вагонов как на территории РФ, так и при перевозках грузов в международном сообщении. Присвоение номера подвижному составу фактически означает допуск к его использованию в перевозках грузов. В настоящее время отношения, связанные с присвоением номеров грузовым вагонам, регламентируются приказом Минтранса России от 14.11.2005 № 137 и регламентом Федерального агентства железнодорожного транспорта. Согласно проекту изменений в приказ № 137 вводится норма, которая ограничивает возможность присвоения номеров грузовому подвижному составу и фактически запрещает использование вагонов, произведенных после 1 июля 2014 года, если они не приобретены для восполнения списанного парка или не относятся к категории инновационных, при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

Как указано в пояснениях Минтранса, предлагаемое регулирование направлено на решение проблемы профицита парка. Вместе с тем, по другим оценкам профицит колеблется на уровне не более 100 тыс. единиц. При этом в данное количество входят вагоны, которые составляют резерв, который будет задействован при увеличении объемов грузовой работы.

По мнению членов совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД», указанный проект акта не учитывает, что в настоящее время, в связи с поэтапным прекращением продления сроков службы грузовых вагонов, значительная их часть выводится собственниками из оборота, что сокращает профицит парка. В частности, прогнозируется, что из эксплуатации ежегодно будет выводиться до 50 тыс. вагонов.

По словам председателя совета потребителей Сергея Мальцева, оптимальное использование мощности инфраструктуры уже достигается путем внедрения прогрессивных методов управления технологией грузового движения (увеличение веса поезда, повышение маршрутизации, элементы обезличивания парка и пр.). Кроме того, принимается ряд мер нормативно-правового характера, направленных на оптимизацию технологических процессов на ж/д транспорте. В частности, готовится ко второму чтению в Государственной думе законопроект о внесении изменений в Устав железнодорожного транспорта, которым вводятся экономические стимулы, направленные на сокращение непроизводительных простоев грузовых вагонов на инфраструктуре РЖД. Необходимо в первую очередь посмотреть на результативность этих мер, а уже затем принимать решения о принятии дополнительных мер.

«По результатам 9 месяцев 2014 г. грузооборот на ж/д транспорте вырос на 6,1%, а скорость доставки грузов выросла, несмотря на одновременный прирост вагонного парка на 2,7% (маршрутная  на 21%, групповая  на 13%)», – отметил С. Мальцев, слова которого приводятся в сообщении.

В то же время, по мнению совета потребителей по вопросам ОАО «РЖД», принятие проекта будет иметь последствия как для железнодорожной отрасли, так и для других отраслей, в том числе, являющихся непосредственными потребителями услуг РЖД. Ограничение выдачи номеров создаст барьеры для реализации инвестпланов развивающихся компаний и компаний с относительно новым парком грузовых вагонов, ограничит их конкурентоспособность по сравнению с компаниями, имеющими старый парк. Косвенно такая мера коснется грузовладельцев (добывающая и перерабатывающая промышленность), так как ограничение предложения на рынке грузовых вагонов создаст условия для роста цен на услуги по предоставлению вагонов, повысит совокупные транспортные затраты. Наиболее негативное влияние при введении ограничений на присвоение номеров новым грузовым вагонам испытают вагоностроительные предприятия.

В случае принятия проектов актов Минтранса совет потребителей предполагает следующие риски:

• стагнация рынка услуг по предоставлению вагонов для грузовых перевозок;
• рост цен на услуги по предоставлению вагонов для перевозок;
• формирование спекулятивного рынка старых грузовых вагонов для получения номеров;
• стагнация производства грузовых вагонов.

Кроме того, по мнению совета потребителей, вводимые нормы повлекут за собой усиление концентрации на товарном рынке, снижение уровня конкуренции в сфере предоставления вагонов, что противоречит статье Федерального закона «О защите конкуренции», согласно которой запрещается искусственное прекращение производства товара.

Свои рекомендации по повышению эффективности и конкурентоспособности железнодорожного транспорта за счет мер экономического стимулирования и настройки нормативной правовой основы перевозочного процесса совет потребителей представил в правительство России в сентябре текущего года.

Наша справка:

Советы потребителей по вопросам деятельности естественных монополий – совещательно-консультационные органы при отраслевых правительственных комиссиях. Они направлены на повышение прозрачности и подконтрольности естественных монополий. 24 сентября 2013 года председатель правительства Дмитрий Медведев утвердил концепцию создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий и «дорожную карту» по их реализации. Документы разработаны совместно с экспертным советом при правительстве с целью обеспечения подотчетности компаний с государственным участием, которые в том числе получают бюджетные средства. Задачи концепции – обеспечение информационной открытости инвестиционных программ естественных монополий и процесса тарифообразования, обязательное участие и контроль со стороны потребителей. Инструмент обеспечения такого контроля – советы потребителей.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions