Опасаться консолидации парка полувагонов не стоит - мнение

25.02.2016 16:00
Раздел: Подвижной состав

Опасаться консолидации существенной части парка универсального подвижного состава в связи с передачей АО «ФГК» вагонов, принадлежащих лизинговым компаниям, не стоит. У государства сегодня нет официальных механизмов консолидации вагонного парка различных независимых операторов или независимых от государства лизинговых компаний. В нашем случае речь идет только об увеличении доли на рынке перевозок холдинга ОАО «РЖД» через дочернюю компанию АО «ФГК». Изменения долей участников рынка уже не могут стать первопричиной грядущего роста операторских ставок. Да, более крупные игроки быстрее смогут подхватить какие-то тенденции и успешно развить их при наличии квалифицированного, рационально мыслящего менеджмента, но в качестве изначальной причины повышение цен на вагоны будет выступать постепенное сокращение предложения вагонного парка на рынке и ослабление конкуренции за грузоотправителей. 

АО «ФГК» относится к операторам, наиболее пострадавшим от запрета продления сроков службы грузовых вагонов, так как только в 2016 году будет списано около 14 тыс. вагонов этой компании, в 2017 году - около 11 тыс. Таким образом, планируемая передача полувагонов лизинговыми компаниями ФГК может с лихвой восполнить выбывающий в ближайшие годы подвижной состав и позволит оператору сохранить рыночные позиции. Но есть и другая сторона медали, которая свидетельствует о непоследовательности государственной политики в сфере обновления подвижного состава. Так, в случае принятия вагонного парка лизинговых компаний ФГК по сути закроет свои потребности в приобретении нового вагонного парка. Если же вагоны продолжат оставаться на балансе лизинговых компаний, а не уйдут в ФГК, то вероятно, что при росте ставок ФГК могла бы подключиться к процессу приобретения новых вагонов. Но очевидно, что после получения большого объема относительно новых вагонов лизинговых компаний задача по их приобретению обессмысливается. Если бы государство не выручало лизинговые компании, которые неминуемо бы понесли убыток, будучи вынуждены распродать свои вагоны по очень низкой цене, то со временем спрос на новые вагоны рос бы быстрее.

Настораживает, что государство рассматривает в качестве единственного варианта спасения «ВЭБ-Лизинг», «ТрансФин-М» и других передачу вагонов исключительно АО «ФГК». Почему в этом качестве не рассматриваются другие операторы? Почему на сайте ВЭБ-Лизинг до сих пор нет открытых предложений по продаже вагонов или поиске арендаторов? По-видимому, у аффилированных с государством лизинговых компаний возникли проблемы определенного рода, которые пока не могут стать объектом обсуждений. 

Андрей Соболев, председатель НП ОЖдПС

Печатная версия

Назад к списку новостей

Вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться чтобы оставить комментарий

Комментарии (0)