+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.04.2016 09:49:53
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Обсуждение плана консолидации полувагонов продолжается

Согласно отчету Аналитического центра при правительстве РФ реализация плана консолидации парка полувагонов (имеется в распоряжении редакции) сможет решить текущие проблемы операторов ж/д подвижного состава и лизинговых компаний при незначительном изменении маржинальности грузоотправителей. (подробности online)

Напомним, что планом предусмотрена консолидация 200 тыс. универсального подвижного состава на базе ПАО «ГТЛК»/«ВЭБ-Лизинг» посредством перенайма парка, находящегося в лизинге у малых и средних операторов, а также прямого выкупа подвижного состава у собственников. Планируется передача данного парка новой компании United Trans Leasing (UTL), которая в перспективе может стать крупнейшим оператором в РФ.

Операционная модель плана предусматривает, что UTL будет самостоятельно управлять парком численностью не менее 50 тыс. единиц, а остальные 150 тыс. вагонов будут переданы в управление ПГК, ФГК и прочим операторам. При этом в первый год работы проекта предполагается отставить порядка 20 тыс. вагонов для формирования устойчивого тренда на восстановление справедливой стоимости аренды. Для расчета модели использовался ряд предпосылок - таких, как рост ставки на аренду полувагона до 875 руб. в сутки в первый год действия проекта и до 1694 руб. в сутки - в десятый, снижение доли спотовых перевозок с 89 до 75% и повышение доли долгосрочных контрактов с грузоотправителями с 11 до 25% в течение первых пяти лет реализации проекта.

При этом прогноз арендной ставки на конец 2016 года учитывает ускорение темпов выбытия полувагонов с сети в результате введения запрета на продление их срока службы с начала текущего года. Согласно приведенным в аналитическом отчете данным, потенциальное выбытие универсального подвижного состава с сети РЖД в 2016 г. может составить до 150 тыс. единиц (до 13 тыс. в месяц) из которых примерно половина уже не задействованы в перевозках. В среднем наблюдается рост среднего количества списания вагонов в месяц. Так, в течение 2 полугодия 2015 года в среднем в месяц списывалось 9,5 тыс. вагонов.

Финансовая модель проекта предполагает количественное и качественное изменение накопленного операторами долга перед лизинговыми компаниями в размере 340 млрд. рублей. Его возврат может быть обеспечен за счет операционной деятельности UTL в течении 7-10 лет в зависимости от условий рефинансирования долга. Дополнительно UTL вложит до 5 млрд руб. собственных средств на

финансирование проекта на этапе роста ставок до уровня, обеспечивающего точку безубыточности. При этом обслуживание долга будет осуществляться не малыми и средними компаниями, имеющими существенные финансовые трудности, а участниками проекта.

План консолидации полувагонов предполагает изменения структуры рынка операторов универсального подвижного состава. В настоящий момент во владении малых и средних операторов находится 135 тыс. полувагонов, а в управлении ФГК и ПГК - 103 и 93 тыс. соответственно. После реализации плана количество вагонов в собственности у малых и средних операторов может сократиться до 13 тыс. единиц, а у ФГК и ПГК, напротив, увеличиться до 150 и 133 тыс. единиц соответственно. Кроме того, появится новый оператор UTL с парком в 50 тыс. полувагонов. При этом коммерческая политика крупнейших операторов будет независимой, так как парк будет передан на условиях агентского договора (с выплатой агентского вознаграждения в 1% от оборота) без привязки к минимальной сумме ставки за вагон.

В прогнозе влияния проекта на грузоотправителей указывается, что клиенты ж/д транспорта не пострадают от резких скачков стоимости перевозки. Так в течение первого года реализации программы транспортная составляющая для грузоотправителей может увеличиться в среднем на 2%. В последующие годы рост тарифов не превысит прогноз темпов инфляции Росстата, что соизмеримо с индексацией тарифа Прейскуранта 10-01, согласованной правительством. В итоге совокупная тарифная составляющая для грузоотправителей не превысит 20% от стоимости перевозимых грузов, что не окажет существенного негативного влияния на рентабельность производств. Отмечается, что плата за пользование подвижным составом в цене товара для грузоотправителя на данный момент составляет порядка 4% от стоимости перевозимого груза.

Анализ содержит и прогноз развития рынка без учета реализации проекта. Указывается, что сохранение возникшего на рынке дисбаланса между операторами подвижного состава, грузовладельцами и вагоностроительными предприятиями может привести к банкротству большинства операторов, уходу с рынка небольших лизинговых компаний, а также снижению темпов производства подвижного состава. Предполагается, что без реализации проекта по консолидации парка коэффициент порожнего пробега полувагонов и время оборота вагонов будут увеличиваться. При этом отмечаются возможные факторы риска - такие, как замедление темпов роста мировой и российской экономики, отсутствие регулирования на рынке

вагоностроения, сокращение бюджетных расходов на развитие ж/д транспорта, рост стоимости ремонта грузовых вагонов и запчастей для них, а также рост ключевой ставки в связи с ухудшением конъюнктуры.

Марина Ермоленко 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions