+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.07.2016 14:54:03
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Новые субсидии – новые споры

21 июля было решено направить Министерству промышленности и торговли РФ бюджетные ассигнования в размере 3 млрд руб. для предоставления в 2016 году субсидий из федерального бюджета предприятиям транспортного машиностроения на компенсацию части затрат, связанных с производством инновационного грузового железнодорожного подвижного состава. Казалось бы, эта мера поддержит производителей – но не всех, а только тех, чья продукция отвечает критериям инновационности. 

Благие намерения и жесткие критерии

Соответствующее постановление опубликовано на сайте кабинета министров.

«Оказание господдержки предприятиям транспортного машиностроения позволит в 2016 году реализовать потребителям около 20 тыс. грузовых железнодорожных вагонов, обеспечить дополнительную загрузку производственных мощностей предприятий, сохранить рабочие места, в том числе в смежных отраслях», – говорится в сообщении правительства.

Также утверждены правила, устанавливающие порядок, цели и условия предоставления субсидий. Согласно документу, субсидия предоставляется организациям, являющимся российскими производителями грузового железнодорожного подвижного состава и не имеющим задолженностей по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ. Кроме того, у организации должны быть утвержденные планы выпуска и отгрузки инновационного грузового железнодорожного подвижного состава на 2016 год.

В постановлении указана формула, по которой рассчитывается ежеквартальная субсидия. По формуле компенсируется 90% суммы затрат на производство инновационного грузового железнодорожного подвижного состава (с нагрузкой от 25 тс на ось). Однако компенсация на один вагон не может превышать 150 тыс. руб.

Критерием эффективности предоставления субсидии является увеличение в текущем году объема отгрузки инновационных грузовых железнодорожных вагонов по отношению к объему отгрузки такого подвижного состава в 2015-м. Он должен быть больше 1. В случае недостижения установленного критерия эффективности предоставления субсидии организация уплачивает штраф в размере предоставленной субсидии.

Нерыночная ситуация

Пока критерии инновационности подвергаются сомнениям, в документе при решении, кому выделять субсидии, указан прежний перечень требований, предъявляемых к инновационному грузовому железнодорожному подвижному составу. По мнению к. т. н., исполнительного директора Центра экспертизы и производства Никиты Битюцкого, такого количества вагоностроительных предприятий (мощностей), как сейчас, на территории РФ не требуется и, следовательно, искусственно поддерживать их в рабочем состоянии нет никакой необходимости. «Участники рынка должны самостоятельно определить спрос и предложение без существенного вмешательства государства. В текущей непростой экономической ситуации и при дефиците бюджетных средств меры государственной поддержки отдельных вагоностроителей кажутся мне крайне сомнительными», – прокомментировал эксперт. Тем более что, согласно критериям, указанным в документе, и комментариям отраслевых аналитиков, скорее всего, поддержку получат все те же игроки: Объединенная Вагонная Компания (ОВК), «Уралвагонзавод» (УВЗ), «Рузхиммаш», «Алтайвагон» и Завод металлоконструкций.

Напомним, что в конце июня 2016 года вице-премьер РФ Аркадий Дворкович поручил Минтрансу, Минпромторгу и Минэкономразвития совместно с ОАО «РЖД» продолжить работу по уточнению критериев отнесения грузовых вагонов к инновационному подвижному составу. В настоящее время в качестве основного критерия признано восприятие вагоном повышенной нагрузки на ось до 25 тс, но, похоже, только этого определения, по мнению участников рынка, уже недостаточно.

Прогнозы и перспективы

Сегодня субсидии получают покупатели новых вагонов (на эти цели предусмотрено 7 млрд руб.), а также продолжается субсидирование затрат на выплату процентов по кредитам, полученным на приобретение инновационных вагонов (1,8 млрд руб.). Новые преференции, по мнению участников рынка, смогут частично компенсировать рост цен на материалы и комплектующие. Как рассказали РЖД-Партнеру в корпорации «УВЗ», новая мера поддержки производителей позволит частично компенсировать резкий рост цен на материалы и комплектующие, который наблюдается с II квартала 2016 года.

«В данный момент специалисты предприятия внимательно изучают постановление и рассчитывают, что субсидии по нему будут способствовать улучшению экономических показателей, связанных с производством грузовых вагонов», – отметили в пресс-службе УВЗ.

По мнению руководителя отдела исследований транспортного машиностроения ИПЕМ Георгия Зобова, меры по стимулированию производства инновационных грузовых вагонов лишь косвенно влияют на спрос. Подстегнуть интерес к данной продукции можно только за счет снижения отпускных цен или производства продукта с улучшенными потребительскими свойствами.

«По причине недозагруженности производственных мощностей предприятий и повышения цен на металл эффект от данной меры может раствориться в покрытии этих убытков и незначительно отразиться на отпускной цене», – добавляет он.

По данным INFOLine, в I полугодии 2016-го было закуплено 7,2 тыс. инновационных вагонов. Это порядка 60% от общего объема закупок подвижного состава. По прогнозам экспертов, по итогам текущего года доля инновационных вагонов в структуре закупок увеличится и составит 21 тыс. ед.

Отметим, что в 2013-м доля инновационных вагонов в структуре закупок составила 13%, в 2014-м – уже 33%, в 2015 году – 66%.

По наблюдениям Г. Зобова, доля инновационных вагонов в производстве неуклонно растет. «Соотношение производства вагонов классической конструкции и инновационных в 2016 году ожидается на уровне 70% в пользу последних. Основное производство данных вагонов сконцентрировано на производственных мощностях УВЗ и ТВСЗ (входит в НПК ОВК)», – комментирует эксперт.

Дополнительно подстегнуть объем выпуска инновационных грузовых вагонов может новая мера государственной поддержки в размере 3 млрд руб. из федерального бюджета, предусмотренных Минфином России по подразделу «Общеэкономические вопросы» раздела «Национальная экономика».

«Целью предоставления данных субсидий является обеспечение повышения эффективности продаж предприятиями транспортного машиностроения инновационного грузового железнодорожного подвижного состава», – комментирует Г. Зобов.

По его словам, объем вагонов, который планируется реализовать с помощью введения данной меры, оценивается на уровне 20 тыс. руб. в 2016 году, что составляет порядка 150 тыс. руб. на вагон. При совместной реализации мер, которые заложены в программе поддержки транспортного машиностроения на 2016 год, и получении субсидии при покупке инновационных вагонов в 300 тыс. руб. итоговый эффект оказывается весьма внушительным – около 450 тыс. руб., что практически вплотную приближает стоимость инновационных вагонов к вагонам классической конструкции.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions