Теоретически проект HyperLoop осуществим. Но до воплощения на практике ему еще предстоит долгий путь.
Идея создания гиперпетли принадлежит бизнесмену Элону Маску, основателю компаний Tesla Motors и SpaceX. Впервые он предложил проект высокоскоростного транспорта, который планировалось разогнать в вакуумном тоннеле до 1,2 тыс. км/ч, в 2012 году. Как пояснил Э. Маск, до конца 2016 года намечено построить участок с тоннелем, который будет располагаться над землей на специальных опорах. Разгонять капсулу должен специальный контактный рельс, длина которого составит 15 м, а расположен он будет через каждые 110 км.
По расчетам Э. Маска, проезд в тоннеле длиной 600 км обойдется пассажиру в $20. И при такой цене проект может окупиться за 20 лет. В планах – строительство магистрали в США. Обсуждается также реализация проекта на участке Братислава – Будапешт. А если создать подобную трассу между Москвой и Санкт-Петербургом, то расстояние между этими двумя городами пассажиры смогут преодолеть примерно за 35 мин.
Как уверяет Э. Маск, для создания HyperLoop в США его инициаторам удалось привлечь более $100 млн инвестиций.
У проекта и в России есть приверженцы
Инициаторы HyperLoop для создания трассы между Москвой и Санкт-Петербургом вербуют сторонников и в РФ. «Это наша стандартная модель: мы сначала привлекаем частного инвестора, а затем просим поучаствовать в проекте государство», – пояснил главный исполнительный директор проекта Бибоп Греста.
Одним из первых в ряду приверженцев гиперпетли в России в СМИ был назван известный бизнесмен Зиявудин Магомедов, владеющий в РФ холдингом «Сумма». Он же создал венчурный фонд Caspian VC.
По данным директора Caspian VC Билла Шора, фонд специализируется на венчурных инвестициях в те виды бизнеса, которые работают над технологиями, с помощью которых можно выйти на уровень глобальных игроков. «Мы предлагаем им не только финансирование, но и возможность общения с потенциальными клиентами», – отметил Б. Шор. По его словам, проект создания гиперпетли в РФ представляется интересным, поэтому фонд и вложился в HyperLoop.
«Нам кажется, что у него большое будущее. Россия может стать ключевым элементом мировой транспортной системы, который будет связывать и Азию, и Европу, и Африку», – рассказал Б. Шор. Обсуждать, кто может построить гиперпетлю в РФ, поставлять металл, заливать бетон, имеет смысл уже сейчас. И такие проработки ведутся. Ведь, как полагает Б. Шор, через несколько лет в России может тоже появиться опытный участок гиперпетли.
Однако эксперты на данный момент оценивают эти планы скептически. По мнению независимого аналитика Дмитрия Адамидова, подобный транспорт в виде промышленного образца может появиться не раньше 2027 года.
Первый опытную модель гиперпетли смогут протестировать на достаточно протяженном участке в реальном масштабе в 2020-м. Причем тот вариант, который обещает представить Э. Маск, будет перемещаться со скоростью 560 км/ч, что вдвое меньше обещанной первоначально.
Если этот образец окажется работоспособным, то инновационный подвижной состав начнут внедрять в промышленную серию. И это займет не менее 7 лет. Когда дело дойдет до строительства реальной инфраструктуры, спрогнозировать сложнее: ставить опоры с трубой, монтировать в них оборудование – это все связано с огромными затратами.
Кроме того, у Э. Маска еще нет множества чисто практических решений, которые позволят обеспечить реализацию проекта под ключ. «Стоит понимать, что количество технических решений, которые необходимо будет еще испытывать, доходит до полусотни», – отметил Д. Адамидов. Весь технический комплекс гиперпетли в лучшем случае может быть представлен только в 2025–2027 гг. при прохождении всех тестов.
Насколько такой проект можно будет тиражировать – уже другой вопрос. Особенно в российских условиях. Так что пока о возможности создания инновационной трассы между Москвой и Санкт-Петербургом говорить рано. Пока ясно только одно: с научной точки зрения идея может оказаться реализуемой на практике.
По словам руководителя Научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок Анатолия Зайцева, проект HyperLoop имеет как сильные, так и слабые стороны. «Однако ключевая проблема в том, что в РФ сегодня не определено самое главное: в транспортной стратегии не указано, каким именно должен быть высокоскоростной транспорт, на каких принципах он должен развиваться», – отметил А. Зайцев. А раз нет соответствующей строчки в законодательстве, то можно построить, например, новую автотрассу или железную дорогу, но не гиперпетлю или магнитолевитационную магистраль – проекты с инновационным типом инфраструктуры реализовать не получится. Это не предусмотрено.
Научно-образовательный центр уже давно свои предложения по поводу инновационного транспорта подготовил и передал в Минтранс. Есть законодательные инициативы на эту тему от ученых Российской академии наук. Сложность в том, что в законодательстве не указаны технологии, которые можно реализовать для организации перевозок на высоких скоростях.
У отечественных специалистов имеются свои разработки и есть потенциальные инвесторы, готовые поучаствовать в создании транспорта с использованием левитации. Представлен и образец подвижного состава. Но на практике к строительству любой ВСМ, которая не является железной дорогой, приступить на данный момент не сможет никто. И подвижек на законодательном уровне в этом плане пока не происходит.
Александр Солнцев
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions