+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.05.2016 11:31:22
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

HyperLoop: техника на грани фантастики

Теоретически проект HyperLoop осуществим. Но до воплощения на практике ему еще предстоит долгий путь.
 

Концепция весом в миллиарды долларов

Идея создания гиперпетли принадлежит бизнесмену Элону Маску, основателю компаний Tesla Motors и SpaceX. Впервые он предложил проект высокоскоростного транспорта, который планировалось разогнать в вакуумном тоннеле до 1,2 тыс. км/ч, в 2012 году. Как пояснил Э. Маск, до конца 2016 года намечено построить участок с тоннелем, который будет располагаться над землей на специальных опорах. Разгонять капсулу должен специальный контактный рельс, длина которого составит 15 м, а расположен он будет через каждые 110 км.

По расчетам Э. Маска, проезд в тоннеле длиной 600 км обойдется пассажиру в $20. И при такой цене проект может окупиться за 20 лет. В планах – строительство магистрали в США. Обсуждается также реализация проекта на участке Братислава – Будапешт. А если создать подобную трассу между Москвой и Санкт-Петербургом, то расстояние между этими двумя городами пассажиры смогут преодолеть примерно за 35 мин.

Как уверяет Э. Маск, для создания HyperLoop в США его инициаторам удалось привлечь более $100 млн инвестиций.

У проекта и в России есть приверженцы

Инициаторы HyperLoop для создания трассы между Москвой и Санкт-Петербургом вербуют сторонников и в РФ. «Это наша стандартная модель: мы сначала привлекаем частного инвестора, а затем просим поучаствовать в проекте государство», – пояснил главный исполнительный директор проекта Бибоп Греста.

Одним из первых в ряду приверженцев гиперпетли в России в СМИ был назван известный бизнесмен Зиявудин Магомедов, владеющий в РФ холдингом «Сумма». Он же создал венчурный фонд Caspian VC.

По данным директора Caspian VC Билла Шора, фонд специализируется на венчурных инвестициях в те виды бизнеса, которые работают над технологиями, с помощью которых можно выйти на уровень глобальных игроков. «Мы предлагаем им не только финансирование, но и возможность общения с потенциальными клиентами», – отметил Б. Шор. По его словам, проект создания гиперпетли в РФ представляется интересным, поэтому фонд и вложился в HyperLoop.

«Нам кажется, что у него большое будущее. Россия может стать ключевым элементом мировой транспортной системы, который будет связывать и Азию, и Европу, и Африку», – рассказал Б. Шор. Обсуждать, кто может построить гиперпетлю в РФ, поставлять металл, заливать бетон, имеет смысл уже сейчас. И такие проработки ведутся. Ведь, как полагает Б. Шор, через несколько лет в России может тоже появиться опытный участок гиперпетли.

От теории к практике путь неблизкий

Однако эксперты на данный момент оценивают эти планы скептически. По мнению независимого аналитика Дмитрия Адамидова, подобный транспорт в виде промышленного образца может появиться не раньше 2027 года.

Первый опытную модель гиперпетли смогут протестировать на достаточно протяженном участке в реальном масштабе в 2020-м. Причем тот вариант, который обещает представить Э. Маск, будет перемещаться со скоростью 560 км/ч, что вдвое меньше обещанной первоначально.

Если этот образец окажется работоспособным, то инновационный подвижной состав начнут внедрять в промышленную серию. И это займет не менее 7 лет. Когда дело дойдет до строительства реальной инфраструктуры, спрогнозировать сложнее: ставить опоры с трубой, монтировать в них оборудование – это все связано с огромными затратами.

Кроме того, у Э. Маска еще нет множества чисто практических решений, которые позволят обеспечить реализацию проекта под ключ. «Стоит понимать, что количество технических решений, которые необходимо будет еще испытывать, доходит до полусотни», – отметил Д. Адамидов. Весь технический комплекс гиперпетли в лучшем случае может быть представлен только в 2025–2027 гг. при прохождении всех тестов.

Насколько такой проект можно будет тиражировать – уже другой вопрос. Особенно в российских условиях. Так что пока о возможности создания инновационной трассы между Москвой и Санкт-Петербургом говорить рано. Пока ясно только одно: с научной точки зрения идея может оказаться реализуемой на практике.

Законодатели молчат

По словам руководителя Научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок Анатолия Зайцева, проект HyperLoop имеет как сильные, так и слабые стороны. «Однако ключевая проблема в том, что в РФ сегодня не определено самое главное: в транспортной стратегии не указано, каким именно должен быть высокоскоростной транспорт, на каких принципах он должен развиваться», – отметил А. Зайцев. А раз нет соответствующей строчки в законодательстве, то можно построить, например, новую автотрассу или железную дорогу, но не гиперпетлю или магнитолевитационную магистраль – проекты с инновационным типом инфраструктуры реализовать не получится. Это не предусмотрено.

Научно-образовательный центр уже давно свои предложения по поводу инновационного транспорта подготовил и передал в Минтранс. Есть законодательные инициативы на эту тему от ученых Российской академии наук. Сложность в том, что в законодательстве не указаны технологии, которые можно реализовать для организации перевозок на высоких скоростях.

У отечественных специалистов имеются свои разработки и есть потенциальные инвесторы, готовые поучаствовать в создании транспорта с использованием левитации. Представлен и образец подвижного состава. Но на практике к строительству любой ВСМ, которая не является железной дорогой, приступить на данный момент не сможет никто. И подвижек на законодательном уровне в этом плане пока не происходит.

Александр Солнцев
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions