Среди основных факторов риска на инфраструктуре РЖД по-прежнему называется эксплуатация потенциально опасной продукции вагонного комплекса и низкий технологический уровень участников транспортного рынка. По данным ОАО «РЖД», количество транспортных событий в 2015 г. увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 41%. (подробности online)
Причем отмечен серьезный рост сходов и столкновений подвижного состава – на 22%. Как рассказал в ходе делового семинара «Актуальные проблемы в сфере ремонта грузовых вагонов», организованного ОАО «РЖД», «Бизнес Диалог» и редакцией журнала «РЖД-Партнер», вице-президент – начальник департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Шевкет Шайдуллин, за последнее время из-за недостатков, связанных с ремонтом вагонов на сети зафиксировано 32 схода подвижного состава и 31 случай саморасцепа. Согласно статистике отцепок в ТОР, наибольшую долю из общего количества отцепок за минувший год заняли неисправности кузова – 32,9%. Далее в распределении отцепок в ТОР занимают неисправности колесных пар – 32,7%, тележек – 21,2%, буксовых узлов – 3,1%, рам – 2,6%, а также автотормозов и автосцепок по 2,3% и 2,2% соответственно. По словам заместителя директора Проектно-конструкторского
бюро вагонного хозяйства ОАО «РЖД» Сергея Макарова, в 2015 г. количество отцепок по неисправностям колесных пар в ТОР выросло на 24% и достигло 441,1 тыс. случаев.
В то же время, как считает начальник управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Геннадий Сарафанов, основные факторы риска следует учитывать уже на первых этапах производственного цикла, то есть в самом начале изготовления вагонов. «Сегодня не соблюдаются элементарные требования действующих правил. Как показывают проверки, паспорта на вагоны есть только у одного из пятидесяти собственников подвижного состава. РЖД занимаются выстраиванием сложной системы управления рисками, а она должна быть учтена уже на стадии разработки конструкторской документации при формирования жизненного цикла вагона», - подчеркнул он.
При этом, по его словам, возможности контролирующих органов Ространснадзора достаточно ограничены – сегодня в ведомстве работает всего 250 штатных сотрудников. Таким образом, вопрос выявления зон ответственности при выходе неисправного вагона на сеть по-прежнему остается актуальным. По мнению Г. Сарафанова, безопасность ведения бизнеса включает и технологический аспект его работы, поэтому собственник подвижного состава сам, в первую очередь на уровне инстинкта самосохранения, должен быть заинтересован в исправности вагонов и их бесперебойной работе. Наряду с этим, уверен генеральный директор АО «ВРК-2» Михаил Сапетов, обеспечение безопасности движения и повышение качества ремонта возможно только при участии всех заинтересованных сторон. «Взаимодействие участников процесса – залог эффективности обеспечения перевозки грузов. Так, вагоностроительные заводы предоставляют гарантированное качество изготовления вагона и комплектующих, владельцы инфраструктуры отвечают за обеспечение сохранности грузового парка, качественного обслуживания и текущий реморт. Собственники подвижного состава обеспечивают его эксплуатацию, в соответствии с требованиями нормативных документов, а также планирование средств на содержание и ремонт вагона. А вагоноремонтные компании дают гарантированное качество сервиса», - подчеркнул он.
В целом, как резюмировал М. Сапетов, сегодняшний рынок вагоноремонта работает в достаточно сложных экономических условиях. По его словам, текущая ситуация в вагоноремонтном комплексе РФ по сервису грузовых вагонов прежде всего обусловлена профицитом подвижного состава. В настоящее время количество избыточного парка на сети насчитывает около 300 тыс. вагонов. Свое влияние на динамику работы вагоноремонтного комплекса оказал и запрет на продление срока службы устаревшего парка. Все это приводит к низкой загрузке и профициту мощностей. В итоге, падение стоимости ремонта в 2015 г. составило более 35% к уровню 2013 г. и более 7% к 2014 г. При этом в условиях снижения ставки оперирования собственники подвижного состава вынуждены еще больше оптимизировать затраты на содержание парка. Ситуация усугубляется ростом цен на основные ресурсы. Так, по оценкам ВРК-2, рост стоимости материалов и запасных частей в 2016 г. по сравнению с 2015 г. составит 6,4%, на электроэнергию – 7,8%, на топливо – 2,9%.
Оксана Перепелица
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions