RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
17.11.2015 10:38:48
Водный транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Грузооборот морских портов России (октябрь 2015 г.)

Темпы роста грузооборота российских морских портов с каждым месяцем снижаются. Если по итогам I квартала прибавка, по данным Ассоциации морских торговых портов, составила 8,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то за 6 месяцев – только 3,5%. За январь – сентябрь 2015-го перевалка увеличилась на 3% относительно 2014 года и составила 495,8 млн т. Однако по итогам 10 месяцев объем перевалки грузов в морских гаванях дал надежду на то, что ситуация улучшается. За январь – октябрь грузооборот морских портов России увеличился на 3,2% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го и составил 553,8 млн т.
 

Грузооборот морских портов России (октябрь 2015 г.)

Порты держатся на плаву

По итогам 10 месяцев 2015 года объем перевалки сухогрузов составил 250,3 млн т (+1,5%). Наибольшее увеличение показали традиционные номенклатуры: уголь – 101,3 млн т (+4,2%), зерно – 24,9 млн т (+2,4%), черные металлы – 22,1 млн т (+14,3%), минеральные удобрения – 13,2 млн т (+6,8%), руда – 5,6 млн т (+4,6%), лесные грузы – 4,4 млн т (+10,6%) и цветные металлы – 3 млн т (+14,2%). Надо отметить, что объем перевалки на паромах вырос в 1,6 раза, до 13,6 млн т.

Объем перевалки наливных грузов за 10 месяцев 2015-го составил 303,5 млн т (+4,7%), в том числе сырой нефти – 167,7 млн т (+5,9%), нефтепродуктов – 122,5 млн т (+3,5%) и сжиженного газа – 10,5 млн т (+4,1%). С одной стороны, положительные показатели объясняются уверенным ростом экспорта в начале года и его стабилизацией по итогам 10 месяцев 2015-го: экспортных грузов перегружено 443,8 млн т (+5,7%). За этот же период в российских портах было обработано импортных грузов – 27,7 млн т (-24,3%), транзитных – 39,6 млн т (-0,5%), каботажных – 42,7 млн т (+6,2%). С другой стороны, можно отметить еще одну положительную тенденцию, которая повлияла на рост грузооборота в целом, – это развитие инфраструктуры многих портов.

Конкуренция за грузы

Лидерами по темпам роста являются порты Азово-Черноморского бассейна – рост на 5,1%. Они же идут на втором месте после портов Балтийского бассейна по объему переваливаемых грузов: 185,2 млн т (на Юге) против 191,9 млн т (на Северо-Западе). По итогам 10 месяцев текущего года гавани Балтийского бассейна нарастили объем лишь на 1,9%. Третье место по всем показателям прочно занимают порты Дальневосточного бассейна – +4,4%, до 141,6 млн т.


Падение показали операторы морских терминалов Арктического бассейна, которые перегрузили 29,5 млн т грузов, что на 1,5% меньше грузооборота 10 месяцев 2014 года. А также компании Каспийского бассейна, перегрузившие 5,6 млн т грузов, на 14,9% ниже аналогичного периода прошлого года.


Отметим, что результаты текущего года коррелируются с прошлогодними. Так, лидерами по объему перевалки грузов стали порты порты Балтийского бассейна, которые по итогам 2014-го обработали 223,4 млн т, что на 3,4% выше аналогичного показателя годом ранее. На втором месте гавани Азово-Черноморского бассейна – 194,5 млн т (+11,2%). А на третьем – порты Дальневосточного бассейна, которым удалось максимально нарастить положительную динамику до 162,5 млн т (+12,3%).

Основная причина снижения темпов роста грузооборота, по мнению генерального директора ООО «Новотранс Юг», члена президиума генсовета «Деловой России» Михаила Розенфельда, это спад во внешней торговле. Тенденция, которая сложилась в конце 2014 – начале 2015 года во внешнеторговых отношениях, до сих пор дает о себе знать.

Аналитики рынка отмечают, что ухудшение конъюнктуры морских грузоперевозок в портах РФ вследствие кризиса и санкций в начале 2015 года в наибольшей степени затронуло контейнерный сегмент. Основной спад контейнерооборота приходится на импорт и перевалку порожних контейнеров.

Контейнерная стабилизация

Контейнерооборот портов России по итогам января – октября 2015 года сократился на 26,1% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го, с 4,43 до 3,27 млн TEU. За отчетный период экспорт контейнеров снизился на 28,6%, до 1,37 млн TEU, импорт – на 29,8%, до 1,36 млн TEU, транзит – на 33%, до 57,45 тыс. TEU. Каботаж остался на уровне аналогичного периода прошлого года – 481,8 тыс. TEU (+0,1%). Напомним, что по итогам 2014 года контейнерооборот портов России составил 5,28 млн TEU: экспорт – 2,3 млн TEU, импорт – 2,29 млн TEU, транзит – 100,5 тыс. TEU, каботаж – 586 тыс. TEU. Таким образом, можно констатировать, что темпы падения контейнерооборота РФ в отчетном периоде в целом остаются на уровне I полугодия текущего года (-26%).
Снижение контейнерооборота отмечено во всех бассейнах РФ, кроме Арктического, порты которого нарастили перевалку контейнеров на 8,4% относительно аналогичного периода 2014 года, до 112,42 тыс. TEU. Порты Балтийского бассейна сократили перевалку контейнеров на 30,3%, до 1,65 млн TEU, Дальневосточного – на 24,3%, до 1 млн TEU, Азово-Черноморского – на 19,7%, до 498,84 тыс. TEU, Каспийского – на 11,7%, до 2,34 тыс. TEU.

По мнению генерального директора Optim Consult (Гуанчжоу, Китай) Евгения Колесова, снижение объемов перевалки грузов в портах – это прямое отражение состояния российской экономики. «Серьезный рост курса доллара сделал импорт невыгодным для российского бизнеса. Причем поставки из Китая компенсировать европейский импорт, закрытый санкциями, не могли по определению. Импорт подорожал на всех направлениях», – поясняет он. Эксперт полагает, что восстановлению импорта будут способствовать стабилизация курса рубля и уменьшение складских запасов разных товарных групп. Участники рынка отмечают, что меньше остальных от снижения контейнерного грузопотока пострадали порты Азово-Черноморского бассейна. Часть товаров из ЕС, которые попали под санкции, заменила продукция из Египта, Пакистана, Бразилии, Южной Африки.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Управляющим Рижским портом назначен Ансис Зелтиньш

Управляющим Рижским портом назначен Ансис Зелтиньш
Сегодня на заседании правления Рижского свободного порта на пост управляющего единогласно избрали Ансиса Зелтиньша, являющегося  председателем совета латвийской железнодорожной компании Latvijas dzelzceļš, сообщили ИА РЖД-Партнер в пресс-службе порта.  

РЖД-Партнер

Власти Сахалина предлагают наладить паромное сообщение между Курилами и Японией

Власти Сахалина предлагают наладить паромное сообщение между Курилами и Японией
Его организация возможная по аналогии с действующей линией Корсаков – Вакканай.
РЖД-Партнер

«Терминал Астафьева» (Находка) направит всю свою чистую прибыль за 2016 год на дальнейшую модернизацию

«Терминал Астафьева» (Находка) направит всю свою чистую прибыль за 2016 год на дальнейшую модернизацию
Стивидор увеличивает перевалку экспортного угля.

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования

Copyright © 1998-2017 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions