Грузооборот морских портов России (октябрь 2015 г.)

17.11.2015 10:38
Раздел: Морской транспорт

Темпы роста грузооборота российских морских портов с каждым месяцем снижаются. Если по итогам I квартала прибавка, по данным Ассоциации морских торговых портов, составила 8,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то за 6 месяцев – только 3,5%. За январь – сентябрь 2015-го перевалка увеличилась на 3% относительно 2014 года и составила 495,8 млн т. Однако по итогам 10 месяцев объем перевалки грузов в морских гаванях дал надежду на то, что ситуация улучшается. За январь – октябрь грузооборот морских портов России увеличился на 3,2% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го и составил 553,8 млн т.
 

Порты держатся на плаву

По итогам 10 месяцев 2015 года объем перевалки сухогрузов составил 250,3 млн т (+1,5%). Наибольшее увеличение показали традиционные номенклатуры: уголь – 101,3 млн т (+4,2%), зерно – 24,9 млн т (+2,4%), черные металлы – 22,1 млн т (+14,3%), минеральные удобрения – 13,2 млн т (+6,8%), руда – 5,6 млн т (+4,6%), лесные грузы – 4,4 млн т (+10,6%) и цветные металлы – 3 млн т (+14,2%). Надо отметить, что объем перевалки на паромах вырос в 1,6 раза, до 13,6 млн т.

Объем перевалки наливных грузов за 10 месяцев 2015-го составил 303,5 млн т (+4,7%), в том числе сырой нефти – 167,7 млн т (+5,9%), нефтепродуктов – 122,5 млн т (+3,5%) и сжиженного газа – 10,5 млн т (+4,1%). С одной стороны, положительные показатели объясняются уверенным ростом экспорта в начале года и его стабилизацией по итогам 10 месяцев 2015-го: экспортных грузов перегружено 443,8 млн т (+5,7%). За этот же период в российских портах было обработано импортных грузов – 27,7 млн т (-24,3%), транзитных – 39,6 млн т (-0,5%), каботажных – 42,7 млн т (+6,2%). С другой стороны, можно отметить еще одну положительную тенденцию, которая повлияла на рост грузооборота в целом, – это развитие инфраструктуры многих портов.

Конкуренция за грузы

Лидерами по темпам роста являются порты Азово-Черноморского бассейна – рост на 5,1%. Они же идут на втором месте после портов Балтийского бассейна по объему переваливаемых грузов: 185,2 млн т (на Юге) против 191,9 млн т (на Северо-Западе). По итогам 10 месяцев текущего года гавани Балтийского бассейна нарастили объем лишь на 1,9%. Третье место по всем показателям прочно занимают порты Дальневосточного бассейна – +4,4%, до 141,6 млн т.


Падение показали операторы морских терминалов Арктического бассейна, которые перегрузили 29,5 млн т грузов, что на 1,5% меньше грузооборота 10 месяцев 2014 года. А также компании Каспийского бассейна, перегрузившие 5,6 млн т грузов, на 14,9% ниже аналогичного периода прошлого года.


Отметим, что результаты текущего года коррелируются с прошлогодними. Так, лидерами по объему перевалки грузов стали порты порты Балтийского бассейна, которые по итогам 2014-го обработали 223,4 млн т, что на 3,4% выше аналогичного показателя годом ранее. На втором месте гавани Азово-Черноморского бассейна – 194,5 млн т (+11,2%). А на третьем – порты Дальневосточного бассейна, которым удалось максимально нарастить положительную динамику до 162,5 млн т (+12,3%).

Основная причина снижения темпов роста грузооборота, по мнению генерального директора ООО «Новотранс Юг», члена президиума генсовета «Деловой России» Михаила Розенфельда, это спад во внешней торговле. Тенденция, которая сложилась в конце 2014 – начале 2015 года во внешнеторговых отношениях, до сих пор дает о себе знать.

Аналитики рынка отмечают, что ухудшение конъюнктуры морских грузоперевозок в портах РФ вследствие кризиса и санкций в начале 2015 года в наибольшей степени затронуло контейнерный сегмент. Основной спад контейнерооборота приходится на импорт и перевалку порожних контейнеров.

Контейнерная стабилизация

Контейнерооборот портов России по итогам января – октября 2015 года сократился на 26,1% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го, с 4,43 до 3,27 млн TEU. За отчетный период экспорт контейнеров снизился на 28,6%, до 1,37 млн TEU, импорт – на 29,8%, до 1,36 млн TEU, транзит – на 33%, до 57,45 тыс. TEU. Каботаж остался на уровне аналогичного периода прошлого года – 481,8 тыс. TEU (+0,1%). Напомним, что по итогам 2014 года контейнерооборот портов России составил 5,28 млн TEU: экспорт – 2,3 млн TEU, импорт – 2,29 млн TEU, транзит – 100,5 тыс. TEU, каботаж – 586 тыс. TEU. Таким образом, можно констатировать, что темпы падения контейнерооборота РФ в отчетном периоде в целом остаются на уровне I полугодия текущего года (-26%).
Снижение контейнерооборота отмечено во всех бассейнах РФ, кроме Арктического, порты которого нарастили перевалку контейнеров на 8,4% относительно аналогичного периода 2014 года, до 112,42 тыс. TEU. Порты Балтийского бассейна сократили перевалку контейнеров на 30,3%, до 1,65 млн TEU, Дальневосточного – на 24,3%, до 1 млн TEU, Азово-Черноморского – на 19,7%, до 498,84 тыс. TEU, Каспийского – на 11,7%, до 2,34 тыс. TEU.

По мнению генерального директора Optim Consult (Гуанчжоу, Китай) Евгения Колесова, снижение объемов перевалки грузов в портах – это прямое отражение состояния российской экономики. «Серьезный рост курса доллара сделал импорт невыгодным для российского бизнеса. Причем поставки из Китая компенсировать европейский импорт, закрытый санкциями, не могли по определению. Импорт подорожал на всех направлениях», – поясняет он. Эксперт полагает, что восстановлению импорта будут способствовать стабилизация курса рубля и уменьшение складских запасов разных товарных групп. Участники рынка отмечают, что меньше остальных от снижения контейнерного грузопотока пострадали порты Азово-Черноморского бассейна. Часть товаров из ЕС, которые попали под санкции, заменила продукция из Египта, Пакистана, Бразилии, Южной Африки.

Татьяна Симонова 

Печатная версия

Назад к списку новостей

Вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться чтобы оставить комментарий

Комментарии (0)