+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.05.2015 13:26:17
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Госдума разрабатывает меры по государственной поддержке вагоностроения

В комитете Государственной думы по транспорту рассмотрели ситуацию в отечественном вагоностроении и признали ее катастрофической. (подробности online)  
 

В этом вопросе парламентариям помогли представители вагоностроительных заводов и операторских компаний, которые приняли участие в прошедшем 19 мая совместном заседании Координационного совета по оптимизации движения внешнеторговых грузопотоков и некоммерческого партнерства «Объединение вагоностроителей» (ОВС). Участниками принято решение о подготовке итогового документа, который мог бы использоваться при принятии решений в сфере поддержки вагоностроения представителями обеих ветвей власти. Опубликовать его обещано в течение 10–14 дней.

В совещании под названием «О ситуации в грузовом вагоностроении и ее влиянии на развитие транспортной инфраструктуры и транспортных услуг» приняли участие представители всех крупнейших вагоностроительных заводов и операторских компаний, а также депутаты Госдумы и чиновники федеральных органов власти. Заседание вел первый заместитель председателя комитета Государственной думы по транспорту, председатель координационного совета Михаил Брячак. Он рассказал, что ситуация в вагоностроении очень тревожна и может привести к полной остановке производства на большинстве вагоностроительных предприятий. «Члены совета должны рассмотреть ситуацию в вагоностроении и найти необходимые рекомендации для различных властных и хозяйствующих структур, чтобы оно не только сохранилось, но и развивалось», – отметил парламентарий.

Исполнительный директор ОВС Василий Варенов уверен, что для того, чтобы избежать потери проектных и производственных возможностей в РФ, необходимо обеспечить совокупный годовой выпуск 35–40 тыс. вагонов. «Это тот минимум, который позволит сохраниться вагоностроению в нашей стране», – заявил В. Варенов.

По мнению исполнительно директора партнерства, рынок грузового вагоностроения находится в глубоком системном кризисе, вызванном снижением объемов железнодорожных перевозок и несвоевременным списанием грузовых вагонов с истекшим сроком службы. Международные санкции против российской экономики только углубили болезни отрасли.

По данным ОВС, российским собственникам в настоящее время принадлежит более 1,2 млн грузовых вагонов всех видов. При этом пропускная способность железных дорог может переработать не более миллиона вагонов. Отсюда появляется профицит грузовых вагонов, примерно в 200 тыс. ед. По итогам 2014 года суммарный объем выпуска грузовых вагонов уменьшился на 9%. За I квартал 2015-го он сократился еще на 53% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Средняя загрузка вагоностроительных заводов на сегодняшний день не превышает 30–35%. Все вагоностроительные заводы в РФ начиная с IV квартала прошлого года работают в режиме неполной рабочей недели, а ряд предприятий и вовсе остановили или останавливали производство.

Говоря о действующем парке, В. Варенов отметил, что каждый пятый вагон, эксплуатируемый в России, работает с продленным сроком службы. «Фактически это означает, что установленные разработчиком сроки службы грузовых вагонов (22 года для полувагонов и 30 лет для цистерн) искусственно увеличены», – резюмировал он. Всего, по оценкам ОВС, с продленным сроком службы эксплуатируется около 250 тыс. вагонов, что превышает существующий профицит.

Таким образом, если государство будет последовательно проводить политику, зафиксированную в новом техническом регламенте Таможенного союза о безопасности железнодорожного транспорта, в соответствии с которым продление срока службы для собственников вагонов становится экономически невыгодным, то ситуация в вагоностроении сможет нормализироваться. Постепенного сокращения профицита парка, вызванного списанием старых вагонов, в ОВС ожидают уже с конца 2016 года. Тогда же можно ожидать и рост спроса на новые вагоны.

В Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ) также отмечают резкий спад производства грузовых вагонов в РФ. По их данным, в I квартале 2015 года оно сократилось почти в 2,5 раза, до 6,6 тыс. ед. При этом выпуск на «Уралвагонзаводе» упал в 6 раз, до 920 ед., на «Алтайвагоне» – на 61%, до 500 вагонов, на Новокузнецком вагоностроительном заводе – на 36%, до 330 ед., на «Рузхиммаше» (входит в «Русские машины») – на 89% (181 ед.), а, например, Армавирский завод тяжелого машиностроения, который являлся дочерней структурой украинского «Азовмаша», практически остановился. На этом фоне наиболее благоприятной ситуация выглядит у ТВСЗ (группа «ОВК»), который выпустил 2,7 тыс. инновационных вагонов, что превысило уровень I квартала 2014 года на 600 ед. Кроме этого, рост в 23% (до 650 ед.) продемонстрировал Брянский машиностроительный завод (входит в «Трансмашхолдинг»).

Представитель ОВК Василий Сомов прокомментировал ситуацию грамотной сбытовой политикой, которую проводит ТВСЗ. «Схема производства вагонов у нас и УВЗ одинакова, – поделился он. – И ТВСЗ, и УВЗ продают вагоны лизинговым компаниям, «Рейл1520» и «УВЗ-Логистик» соответственно. Но при этом «Рейл1520» находит потребителей под свои вагоны, и они пользуются спросом».

В ИПЕМ отмечают, что стратегия ОВК по выходу на рынок только с инновационными вагонами, их сервисным сопровождением и обеспечением тарифными скидками оказалась более перспективной, чем у УВЗ, который делал акцент на обычные вагоны. Стоит отметить, что с подобными выводами согласны представители АО «ФГК» и компании «СУЭК», которые являются одними из основных покупателей продукции ТВСЗ.

В свою очередь, руководители Первой грузовой компании неоднократно высказывались за предоставление операторам более широких возможностей по модернизации и продлению срока службы грузовых вагонов.

Алексей Лебедев 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions