+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.07.2016 18:00:50
Разное / Новости
РЖД-Партнер

Большие проекты ищут новые деньги

Сейчас ОАО «РЖД» весьма активно рассматривает новые источники финансирования. Связано это с реализацией достаточно капиталоемких проектов. В частности, развитием железнодорожных подходов к портам Юга, Северо-Запада России, модернизацией инфраструктуры Восточного полигона и приобретением тягового подвижного состава. Одним из наиболее популярных механизмов стала концессия, однако эксперты видят и другие возможности для компании.
 

Выбираем концессию

Ранее старший вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Михайлов сообщал, что холдинг традиционно является одним из лидеров по объему капитальных вложений. На момент начала реализации проектов компания использовала самые передовые доступные инструменты финансирования инвестиционной деятельности. С 2013 по 2015 год были выпущены инфраструктурные облигации, привлечены средства Фонда национального благосостояния за счет выпуска привилегированных акций, использовался рыночный заемный капитал.

«Изменение макроэкономической ситуации и рост курсовых разниц стали сдерживающим фактором для привлечения дополнительного долга. Принимая во внимание меняющиеся условия, в перспективе мы ориентируемся на внебюджетные источники финансирования нашей инвестпрограммы», – отметил он.

По словам старшего вице-президента, рассматриваются несколько источников инвестиций. В частности, основным механизмом по финансированию крупных инфраструктурных проектов может стать концессионная схема. «Концессия – это жесткие обязательства государства по софинансированию, это возможность привлечения частного капитала и способ не увеличивать долговую нагрузку. Согласно инвестиционной программе РЖД, многие проекты, которые реализуются сейчас и будут реализованы в будущем, как раз укладываются в концессионную схему», – пояснил В. Михайлов.

Второй источник – это по-прежнему средства на публичном рынке капитала, в том числе средства негосударственных пенсионных фондов. Потенциал этого источника позволяет привлечь значительный объем долгосрочных средств на обоюдовыгодных условиях. Например, с начала этого года компания привлекла заимствования в объеме 25 млрд руб. Большой объем этих средств был инвестирован именно негосударственными пенсионными фондами. Ставка по всем размещениям была существенно ниже ставки по средствам ФНБ в 2016 году.
О том, что концессия, занимает лидирующее место среди инструментов внебюджетного финансирования, заявлял и глава практики ГЧП в России международной юридической фирмы Freshfields Bruckhaus Deringer Федор Теселкин.
А вот партнер PricewaterhouseCoopers Дмитрий Ковалев отметил, что концессия – это и есть форма ГЧП, просто она пришла к нам чуть раньше, чем другие формы, поэтому отрывать ее от механизма ГЧП не совсем верно.

Есть и другие варианты

Однако ранее эксперты выражали опасения, что, помимо конкуренции внутри транспорта, на рынок внебюджетного финансирования выходят еще и медицина, социальная отрасль и т. д. А это может существенно обострить конкуренцию за капитал.

По словам первого заместителя министра транспорта РФ Евгения Дитриха, опасений нет, а есть как раз ощущения, что ресурсов на рынке сейчас достаточно, другое дело, что нужно понять, как их правильно взять. Для этого нужно быть гибкими, видеть тренды и успевать инвестировать в них. Надежным инструментом, по его мнению, могут стать ценные бумаги РЖД и проектное финансирование.

«Государство готово привлекать средства на эффективные проекты. Поскольку мы рассматриваем их в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы», которая является общей для всех видов транспорта, они также должны быть конкурентоспособными», – пояснил он.

А вот претендовать на государственный капитал позволит объединение разных видов транспорта в единые проекты.

Еще один подход к внебюджетным инвестициям предложил руководитель направления федеральных проектов «Роснано» Артем Рыбалко. Он пояснил, что эффективным источником финансирования могут стать технологические инжиниринговые компании. Основными задачами такой компании станут создание технологий, их внедрение и оформление технологий по существующей процедуре.

А. Рыбалко предложил создать такую компанию с РЖД по аналогии с уже существующими в ГК «Автодор», «Газпроме». При предоставлении четкого технико-экономического обоснования объем инвестиций может достигать 3 млрд руб.

Александра Можаровская
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions