Украина наносит удар по транзиту

15.02.2016 17:31
Раздел: Грузовые автоперевозки

В Украине пикетчики остановили движение сотен российских грузовиков на международных маршрутах. В ответ в России приостановлен въезд в страну грузовых автотранспортных средств, зарегистрированных в Украине. Сейчас конфликт идет на спад, а грузовладельцы подсчитывают убытки.
 

Ответная реакция

По словам представителя министерства, эта мера введена в ответ на задержки российских автомашин в Украине и, соответственно, будет сохранена до урегулирования украинской стороной сложившейся ситуации.

«С 11 февраля 2016 года на территории Украины группами лиц неправомерно блокируются грузовые транспортные средства российских автоперевозчиков, осуществляющих транзит между РФ и государствами ЕС по территории Украины. Указанные действия являются грубым нарушением соглашения между правительством РФ и правительством Украины о международном автомобильном сообщении, согласно которому стороны обеспечивают возможность осуществления транзитных перевозок по своим территориям», – пояснили в Минтрансе.

По данным, поступившим от одного из российских перевозчиков, активисты различных украинских националистических организаций требуют от правительства Украины прекратить торговые отношения с РФ. В знак протеста некоторые из них наносили на колеса фур и борта прицепов российских фур синие и желтые полосы, символизирующие украинский флаг.

Российские машины в Украине не пропускали в Молдавию. Активисты националистических объединений Украины в прошлый четверг начали в Закарпатье акцию по блокированию проезда российских фур, позже к ним присоединились Волынь, Львовская, Житомирская области. Участники акции создали блокпосты, перекрыли дороги и останавливали грузовики с российскими номерами.

И это несмотря на то, что на государственном уровне вопрос транзита был урегулирован: страны обменялись временными квотами на транзит, а количество дозволов для автоперевозчиков окончательно должны уточнить до конца I квартала 2016 года.

Россия не будет молчать

Минтранс России был вынужден отреагировать на нарушение Украиной договора о свободе транзита и приостановить движение фур из этой страны в РФ, заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак.

По его словам, российские грузовики были задержаны пикетчиками на дорогах в 10 субъектах Украины, в частности в Ивано-Франковской области и в Ужгороде.

Сначала Минтранс России обратился в МИД России с просьбой безотлагательного вмешательства с целью урегулирования ситуации. Министр иностранных дел Украины Павел Климкин в ответ на запросы из МИД России 12 февраля сделал странное заявление. Дескать, с одной стороны, Украина решит вопрос блокады российских фур на границе согласно международному праву. А с другой – пообещал, что просто так осуществлять через Украину транзит в Евросоюз РФ не сможет. Именно после этого Минтрансом России и были приняты ответные меры.

14 февраля начались переговоры на уровне Министерства транспорта РФ и Мининфраструктуры Украины. По их итогам, как полагает М. Брячак, 15 февраля из сложившейся ситуации может быть найден выход.

В качестве компромисса уже во второй половине дня 14 февраля Украиной был разрешен пропуск российских транспортных средств на международный автомобильный пункт пропуска Доманово – Мокраны с территории Украины в сторону Республики Беларусь.

Пострадали сотни фур

По данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), в Украине из-за пикетчиков на дорогах застряли не менее 130 фур.

«Но это неполные данные. Мы ждем более подробную информацию», – сказал ведущий специалист департамента организации перевозок АСМАП Евгений Антипов.

По данным перевозчиков, еще более 500 грузовых автомобилей не смогли въехать на территорию Украины со стороны государств Европейского союза при возвращении в РФ.

Общее количество машин, которых заставили притормозить на обочине в Украине, как полагают специалисты, значительно больше, ведь часть из них вернулись обратно на территорию РФ. Водители во избежание обострения конфликта, по сути, подчинились требованиям пикетчиков, которые в большинстве случаев стремились именно развернуть российские автофуры в сторону границы с РФ.

Со своей стороны, АСМАП России обратилась к руководству АСМАП Украины для оказания содействия в урегулировании ситуации и исключения противоправных действий по отношению к российским перевозчикам.

В выигрыше – российские морские порты на Балтике

Оценить ущерб, который нанесли своими действиями националисты в Украине, пока сложно. Однако в конфликте пострадали не только российские грузоотправители, но и предприниматели из европейских стран, с которыми у них были заключены контракты.

«Что касается автоперевозчиков, то основной урон понесли владельцы подвижного состава из Москвы и с Юга России. Большинство владельцев фур на Северо-Западе в последние годы через Украину грузы практически не возят. В нынешней обстановке эффективнее стало работать с российскими морскими портами. Именно на них в первую очередь и переключились перевозчики СЗФО», – отметила исполнительный директор Союза автоперевозчиков и экспедиторов Санкт-Петербурга и Ленобласти Ирина Метель.

По оценкам специалистов, в дальнейшем ожидается переключение части внешнеторговых грузопотоков с украинского направления на порты Северо-Запада РФ. Ведь нынешний конфликт показал: государственные органы Украины не могут контролировать ситуацию на дорогах своей страны и обеспечить выполнение правил, установленных международными конвенциями об автоперевозках.

Александр Солнцев 

Печатная версия

Назад к списку новостей

Вам нужно авторизоваться или зарегистрироваться чтобы оставить комментарий

Комментарии (0)