+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.09.2015 15:37:45
Авто / Новости
РЖД-Партнер

Обзор рынка грузовых автоперевозок (август 2015 г.)

Снижение объемов транспортировок грузов автомобилями в начале 2015 года привело к избытку тоннажа и снижению цен. Однако летом ситуация стабилизировалась.
 

Крутой вираж вниз

По данным Международного союза автомобильного транспорта, за первые 5 месяцев 2015 года автоперевозки грузов в России ужались на 40%. Автоперевозчики, желая выжить, снижают тарифы. Количество прибыльных транспортных компаний сократилось: как зафиксировали в Росстате, по итогам первых 2 месяцев 2015-го сальдо прибылей и убытков предприятий автотранспорта в РФ оказалось отрицательным – 7,3 млрд руб. По оценкам экспертов, в последующие 2 месяца суммарные убытки не уменьшились.

Сильнее всего кризисные явления наблюдаются в тех компаниях, которые в прошлом году взяли автомобили в лизинг для обслуживания внешнеторговых перевозок. Именно у них накапливается проблемная или просроченная задолженность. Ведь основные причины спада – запрет на импорт продовольствия из ЕС и США, а также ограничения, наложенные на ввоз промтоваров в РФ.

Если пуст карман, не поедешь на автобан

Другой фактор, который достаточно болезненно отражается на финансовом положении автоперевозчиков, – хронический дефицит оборотных средств. «У клиентов не хватает денег, и просрочки по платежам за перевозки грузов могут достигать 60 дней», – сообщила заместитель генерального директора ГК «Балтика-Транс» Ирина Капитанова. Другие участники рынка отмечают, что встречаются клиенты, которые рассчитываются за услуги спустя 90 дней.

Увеличились риски и того, что за доставку заказчик может вообще не расплатиться в полном объеме. Особенно если перевозки непрямые и в цепочке поставок участвуют посредники. «Теперь часто задерживать платежи стали экспедиторские компании. Они ждут, когда с ними рассчитается за оказанные услуги грузовладелец, и сами оттягивают платежи», – рассказал генеральный директор «Союзхимтранс-Авто» Артем Баршай.


Как подтвердили специалисты Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), с подобными рисками приходится сталкиваться достаточно часто. Они возникают из-за того, что предприятия все чаще испытывают сложности в сфере кредитования для пополнения оборотных средств и на текущие расходы. Ведь традиционно многие грузовладельцы оплачивали транспортные услуги в кредит. Теперь в банках ставки слишком высокие. А кроме того, ухудшились условия выдачи займов. Исчезли схемы с овердрафтом, который позволял покрывать краткосрочные разрывы в платежах. Экзотической стала банковская услуга факторинга, к которой клиент мог прибегнуть в том случае, если был исчерпан кредитный лимит.


«В результате всем приходится ждать, когда у грузоотправителя появятся средства, вырученные от продажи товара. А транспортные услуги при переизбытке предложения на рынке становятся для предприятий отнюдь не приоритетной статьей расходов. Причем многие грузополучатели смирились с рисками сбоев в цепочках поставок, одним из ключевых критериев выбора автоперевозчика стало то, может ли он предоставить отсрочку платежей», – рассказал наш собеседник в МАДИ.

Подобная ситуация не могла не отразиться на тарифах автоперевозчиков. По оценкам экспертов, их падение в апреле достигло по некоторым направлениям до 50%. Правда, такой откат наблюдается после некоторого повышения цен, которое было зафиксировано в начале весны. Оно оценивалось на уровне 25%. Примерно на столько же выросли ставки и во второй половине 2014-го. Так что нынешний откат вернул расценки, по сути, на уровень начала прошлого года. В мае, правда, цены на автоперевозки по отдельным направлениям стали вновь ползти вверх. Однако в целом картина мало изменилась. «Прибыли сейчас, после вычета всех расходов, у автопредприятий почти не остается», – сообщил председатель совета НП «Грузавтотранс» Владимир Матягин.

Относительно стабильными сегодня остаются те немногие сегменты рынка, где требовалась бесперебойная доставка продукции потребителям. Соответственно, в этом случае и транспортники могли рассчитывать на своевременную оплату своих услуг. В мае, например, такими нишами оказались перевозки цемента и нефтепродуктов.

Лето согрело рынок

Происходящие процессы приводят к глубоким структурным изменениям на рынке. По оценкам экспертов, сегодня количество нелегальных владельцев подвижного состава, маскирующих коммерческие рейсы под частные или индивидуальные перевозки, может составлять значительную долю от всего используемого парка, в котором числится около 6,5 млн ед. грузового автотранспорта.

Если учесть, что в официальную статистику попадают данные о грузоперевозках, осуществляемых автопредприятиями, то это означает, что она отражает не все процессы, которые происходят на рынке. Вот почему не все эксперты разделяют наиболее мрачные прогнозы, которые могут ожидать рынок впереди. «Нельзя сказать, что в целом плохо сейчас абсолютно всем автоперевозчикам. В частности, есть крупные компании, которым удалось на данный момент стабилизировать свою работу. Есть и небольшие игроки, нашедшие свою нишу на рынке», – заметил председатель правления Клуба президентов ассоциаций автомобильного транспорта Юрий Сухин.

По его словам, на рынке тяжело сейчас всем – и грузовладельцам, и перевозчикам. Но к сложившейся ситуации и те и другие так или иначе приспособятся. В частности, спад объемов выпуска продукции у российских предприятий в I квартале 2015 года сопровождался ростом цен и повышением рентабельности производства. Это создало предпосылки для улучшения платежеспособности клиентов, что, в свою очередь, положительно отразилось на состоянии рынка автоперевозок.

В июле – августе 2015-го положение дел начало стабилизироваться. Те компании, которые сумели занять свою нишу, смогли найти способы сбалансировать доходы и расходы. Это пока не означает смену тренда. Скорее, можно говорить об адаптации автоперевозчиков к существующей ситуации. До восстановления объемов перевозок на прошлогоднем уровне пока еще далеко.

Александр Солнцев
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions