+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.02.2016 13:27:29
Авто / Новости
РЖД-Партнер

Кто выиграет от войны фур?

В начале февраля 2016 года конфликт между российскими и украинскими автоперевозчиками осложнился до крайности, но в настоящее время ситуация вошла в фазу временного перемирия. По мнению отраслевых экспертов, в конечном итоге столкновение может привести к тому, что грузы на маршруте ЕС – Россия будут перевозиться другими видами транспорта – в первую очередь морским и железнодорожным, а их доставка подорожает при любом исходе.
 

Российские автоперевозчики попадают под удар не впервые. 1 февраля 2016 года истек срок действия межгосударственного разрешения на грузоперевозки, которым ежегодно обменивались Россия и Польша, поскольку стороны так и не пришли к согласию относительно его продления. В итоге и российские, и польские большегрузы лишились возможности пересекать границы, чтобы попасть в ЕС. В сложившейся ситуации автоперевозчики из РФ решили изменить маршрут в Европу и начали добираться до Венгрии и Словакии через Беларусь и ряд областей Украины, включая Закарпатье. Растущий грузопоток вызвал протесты со стороны местных автоперевозчиков, и 12 февраля фурам с российскими номерами был перекрыт въезд в Украину со стороны Беларуси в районе пункта пропуска Мокраны – Доманово. В итоге на границе встало больше 100 большегрузов, а около 500 не могли въехать на территорию Украины. Минтранс России предпринял ответные меры, заблокировав движение украинских грузовиков на территории РФ.

Эксперты считают, что предпосылки возникновения конфликта появились ранее, поскольку 1 января 2016 года Россия в одностороннем порядке ввела новые правила транзита грузов автомобильным транспортом. Это осложнило перевозку украинских товаров через территорию РФ в третьи страны, в первую очередь Казахстан. После того, как было приостановлено транспортное сообщение между Польшей и Россией, ситуация усугубилась. Однако ее разрешение, пусть и временное, все же было найдено. Сначала в качестве компромисса Украина разрешила пропуск российских транспортных средств xthtp международный пункт автомобильного пропуска Доманово – Мокраны в Республику Беларусь. Россия также позволила украинским грузовикам покинуть свою территорию. Таким образом, машины могли завершить рейсы и разъехаться по домам.

Как оценивают произошедшее участники рынка? «Прекращение транзита через Украину вместе с фактическим запретом двигаться через Польшу полностью закрыло для отечественных фур сухопутный маршрут в Европу, – констатирует первый вице-президент РСИ Иван Андриевский. – Осталась возможность попасть в ЕС на пароме через балтийские порты, но вряд ли это позволит оттянуть на себя весь объем автомобильных грузоперевозок РФ и ЕС». Участники рынка отмечают, что везти товары таким образом можно, но цены на перевозку и сроки доставки увеличиваются на глазах. «Подорожание уже достигло 30%, и цены продолжают расти», – говорят они.

Безусловно, остается в силе и вариант транспортировки грузов через порт Санкт-Петербург или даже финские гавани. Однако интермодальные контейнерные доставки в любом случае требуют больше времени по сравнению с автомобильными, к тому же груз в пути придется переваливать. Использовать авиационный транспорт вряд ли возможно, так как в этом случае стоимость перевозки многократно повышается.

Проблемы российских автоперевозчиков на руку иностранным логистическим компаниям. В настоящий момент основные игроки на рынке транзита в ЕС – перевозчики из стран Балтии и Белоруссии, у которых нет проблем ни с Польшей, ни с Украиной. Так, эксперты отмечают, что заказчики и производители уже начали отказываться от услуг российских автотранспортных компаний в пользу иностранных – это дешевле и быстрее. Впрочем, и зарубежные перевозчики, обладающие правом на проезд через Украину, пока не советуют везти через нее грузы, указывая на достаточно нестабильную ситуацию в регионе. «Есть белорусские и прибалтийские транспортники – они возят напрямую, без парома и без Украины», – аргументируют они.

Конфликт, безусловно, создает некоторые плюсы для отдельных участников рынка, при этом остальным практически невозможно избежать потерь, поскольку все произошедшее непременно скажется на стоимости и сроках перевозок, а затраты в конечном счете лягут на плечи потребителей. По мнению начальника отдела продаж ООО «Транспореон» Руслана Воронцова, в войне фур пострадают не только сами компании-перевозчики и их сотрудники, но и потребители – за счет удлинения логистических маршрутов, увеличения затрат на топливо, паром и перегрузки возрастает стоимость доставки груза и его цена на полках магазинов для конечных покупателей. «Наиболее болезненно ситуация отражается на направлении Южная Европа – Россия, – отмечает он. – Сравните: если 12 января 2016 года стоимость заказа фуры с юга Италии до Москвы составляла €3200, то сегодня она достигает €4700».

Безусловно, самое позитивное сообщение последних дней – это договоренность между Польшей и Россией о продлении до 15 апреля переходного периода, во время которого грузоперевозки между двумя странами могут осуществляться по специальным разрешениям. «В оставшееся время необходимо пересмотреть данную проблему в сфере грузоперевозок глобально, с пониманием того, что большинство грузов, направляющихся автотранспортом в Россию, консолидируются именно в Польше, – полагает Р. Воронцов. – Это решение даже не на уровне Польша – Россия, а на уровне ЕС – Россия».

Сейчас Польша находится в более выгодном положении ввиду фактического запрета на транзит через территорию Украины для российских грузоперевозчиков и длительные простои машин на границе с Белоруссией и Литвой. При этом договориться с Польшей о транзите можно было заранее – ведь проблема с дозволами появилась не сегодня и не вчера. В январе 2011 года в сегменте польско-российских грузоперевозок уже складывалась схожая ситуация. Тогда проблему не решили, а сейчас на границе России с Белоруссией и Литвой из-за ограничения пропускной способности образовались гигантские очереди. «Я думаю, что наиболее разумное в этих условиях – признать мнение польской стороны, сводящееся к тому, что вид разрешения должен определяться не по месту дислокации грузовладельца, а по месту загрузки транспортного средства», – считает Р. Воронцов.

Генеральный директор FM Logistic Customs Алексей Мисаилов считает, что сложившаяся в Украине ситуация негативно влияет на всех перевозчиков, но в большей степени – на украинские транспортные компании. «В целом объем автомобильных перевозок между Польшей и РФ, наложившими друг на друга взаимные санкции, значительно больше, чем между Украиной и Россией, – поясняет он. – Доля российского автотранспорта на рынке международных перевозок невелика и составляет около 10%. Половину товаров из Западной Европы возили польские компании, остальное примерно поровну делили перевозчики из Прибалтики и Белоруссии». По словам А. Мисаилова, теперь белорусские перевозчики закрывают образовавшуюся лакуну, связанную с введением российско-польских ограничений, но они физически не могут предоставить автомобильный транспорт в требуемом для данного грузопотока объеме. «В этой связи могу предположить, что увеличится число запросов к прибалтийским транспортным и логистическим компаниям, – делает вывод эксперт. – Однако в любом случае стоимость доставки каждой еврофуры увеличится, например, от €300 до €1000».

Марина Ермоленко 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions