+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.11.2015 17:40:49
Разное / Новости
РЖД-Партнер

Искусственный разум по-русски

Внедрение интеллектуальных систем на транспорте осуществляется весьма активными темпами. Важно это не только с точки зрения оптимизации процессов, но и для развития науки. Хотя бы потому, что в последнее время разработка интеллектуальных систем в России осуществляется силами отечественных ученых.
 

Диспетчер вне планов

Необходимость в развитии так называемых малолюдных технологий как способа улучшить качество перевозок и снизить риски сбоев из-за человеческого фактора уже не раз высказывалась руководством ОАО «РЖД». В этом должен помочь проект создания интеллектуальной системы управления железнодорожным транспортом (ИСУЖТ). Ранее первый вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий Краснощек сообщал, что в компании решается ряд конкретных задач по интеллектуализации управления перевозками.

По словам первого заместителя генерального директора ОАО «НИИАС» Владимира Матюхина, предметом исследования проекта ИСУЖТ является вся сеть железных дорог России. «Очевидно, что это сложная динамическая система. Сейчас управление перевозочным процессом производится в основном в ручном режиме, то есть все решения принимает диспетчер. Перевозочный процесс обслуживает множество информационных систем, которые собирают и предоставляют всю информацию диспетчеру, снимая с него только ряд операций. К примеру, разработка планов целиком отдана диспетчерам, при этом их работа далеко не всегда согласована, как следствие, перевозочный процесс организован неоптимальным образом. Цель ИСУЖТ – заменить интеллект диспетчера информационной системой», – пояснил он.

Это важно, потому что при принятии оптимального решения обработке подвергается большой объем информации и благодаря внедрению системы, которая нацелена на автоматическое формирование конкретных планов, появится возможность уйти от человеческого фактора и совершенствовать перевозочный процесс. «Необходимо отметить, что это полностью российская разработка, она уже внедрена на полигонах Санкт-Петербург – Москва, Санкт-Петербург – Бусловская, а также на отдельных участках БАМа и Транссиба», – сообщил В. Матюхин.

А в перспективе в функционал системы войдут комплексное управление поездопотоками, управление тяговыми ресурсами и целый ряд других задач. Разработчики уверяют, что к 2018 году данную систему планируется запустить на большинстве дорог сети.

Стоит отметить, что в этой работе активно принимает участие и ОАО «ВНИИЖТ». По словам заместителя председателя Объединенного ученого совета по вопросам научного развития и взаимодействия института, доктора технических наук, профессора Александра Осьминина, между двумя институтами достигнуто соглашение о партнерстве при реализации проекта ИСУЖТ.

Спрогнозировать пассажира

Специальные разработки демонстрируются и для контроля пассажиропотоков. В настоящее время на практике стали применяться интерактивные модели, которые позволяют прогнозировать и анализировать процессы, связанные с работой транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), поскольку сейчас эта тема приобретает особо актуальное значение.


«Оказывается, что те процессы, которые происходят в пассажирских потоках, в анализе и в описании оказываются не менее сложными, чем транспортные потоки. Потому что пассажиропоток не структурирован и каждый пассажир, который движется в пересадочных узлах или в метрополитене, сам для себя выбирает направление и то, в каком режиме ему осуществлять движение. Но несмотря на то, что для описания эти объекты сложны, в течение ряда лет в МИИТ проводилась значительная работа по разработке способа описания и управления этими потоками. В конечном итоге это привело к созданию достаточно стройной теории, которая позволяет описывать поведение объектов», – сообщил заведующий кафедрой «Интеллектуальные транспортные системы» Института управления и информационных технологий Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) Виктор Доенин.


По его словам, институтом разработана система математического моделирования, которая используется при анализе транспортных потоков. В частности, есть программа, моделирующая движение наземного транспорта. Благодаря изучению имитационной модели можно выявить причины затруднения движения на том или ином участке дороги.

Руководство Московского метрополитена поставило задачу смоделировать различные варианты распределения пассажиропотока на станциях метро. Дело в том, что в вестибюле ст. «Тимирязевская» в часы пик образуется очень большое скопление народа, в результате чего не выдерживается норматив обслуживания пассажиров. «Нам было предложено посмотреть, каким образом потоки можно разрядить, куда необходимо поставить дополнительное количество билетных автоматов и т. д. Это было сделано и стало понятно, что эффективно выполнить эту задачу можно именно с помощью имитационного моделирования, потому что изменять планировку станции у нас возможности не было», – пояснил В. Доенин.

Программа также дает возможность прогнозировать ситуацию на стадии проектирования объекта. В частности, при выявлении возможности затора на эскалаторах, являющихся самым узким местом. Система позволила смоделировать возможные заторы на подходах к эскалаторам для реализуемого проекта ТПУ «Тушино» и оценит тем самым все риски, основываясь только на данных, указанных в проектной документации.

Александра Можаровская
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions