В 2017 году из средств, собранных через систему «Платон», правительство пообещало выделить 10,85 млрд руб. на ремонт дорог в 25 регионах.
По данным Росавтодора, перечень городов и конкретных трасс определен рабочими группами ведомства совместно с представителями администраций субъектов РФ. Затем этот список утвердил Минтранс, после чего вышло правительственное распоряжение, определяющее порядок расходования средств, поступивших в федеральный бюджет от системы «Платон».
Самые крупные трансферты на дорожно-строительные работы достались Омской области (250 млн руб.) и Омску (500 млн руб.), Волгоградской области (250 млн руб.) и Волгограду (400 млн руб.), Саратовской области (350 млн руб.) и Саратову (300 млн руб.). Именно здесь, как сочли специалисты, состояние проезжей части требует принятия неотложных мер. В правительстве эти выводы проверили и вынесли соответствующие решения.
В частности, в апреле 2016 года в Саратове побывал премьер-министр Дмитрий Медведев, а буквально через 1,5 месяца уже была утверждена адресная программа на ремонт 380 тыс. кв. м улично-дорожной сети города.
Как уточнили в Росавтодоре, деньги направят на приведение в нормативное состояние наиболее разбитых участков. Также планируется реконструировать и некоторые стратегические для регионов путепроводы.
Напомним, что первоначально средства, собранные через систему «Платон», предполагалось выделять на строительство новых объектов, то есть на развитие инфраструктуры общего пользования. Однако в дальнейшем акценты изменились: теперь речь идет лишь о софинансировании региональных проектов государственно-частного партнерства. На совещании в Росавтодоре недавно обсуждался один из таких проектов в Петрозаводске. Документация на него уже проходит госэкспертизу, а ввод в эксплуатацию нового моста при выделении необходимого объема финансирования возможен уже в 2018 году. «ГЧП используется для того, чтобы раскрутить механизм привлечения в отрасль и регионы частных инвестиций», – отметил заместитель начальника управления ФКУ Упрдор «Кола» Юрий Полосин.
Вместе с тем решение о направлении средств, собранных системой «Платон», на те или иные дорожные объекты будет принимать правительственная комиссия по транспорту. В настоящее время 7 регионов готовы подать документы на получение соответствующих межбюджетных трансфертов. В этих субъектах РФ уже не только составляют заявки с обоснованием выделения средств, но и готовятся выделить деньги из своих бюджетов, а также ведут переговоры с инвесторами. Причем поучаствовать в проектах призывают не только российских, но и иностранных инвесторов.
Впрочем, как выяснилось, привлечение частных инвесторов не решает всех проблем. Не секрет, что потребности регионов в дорожном строительстве гораздо больше, чем имеющиеся возможности для его финансирования. Необходимость реализации программ развития региональных дорог регулярно обсуждается на совещаниях в правительстве, ведь их состояние гораздо хуже, чем федеральных магистралей, и что самое тревожное – оно почти не улучшается.
В Росавтодоре готовят свои предложения, как выйти из ситуации. Самое очевидное – отменить льготы по ставкам через систему «Платон».
Другой способ пополнения копилки – введение платы за проезд машин массой свыше 12 т по региональным и муниципальным автодорогам. Ст. 9 проекта закона «Об организации дорожного движения в РФ» позволит это сделать. Также напомним, что проект закона, который был подготовлен в Минтрансе России, предполагал введение платы за проезд по региональным и межмуниципальным дорогам грузовиков массой более 12 т с 1 января 2017 года. Однако пока он не получил законодательной поддержки. Впрочем, любые инициативы, повышающие нагрузку на автоперевозчиков, сейчас провести будет непросто. Все будет зависеть от осеннего накала страстей. Вместе с тем нет формальных препятствий для принятия решений, нацеленных на увеличение сборов с владельцев тяжелых грузовиков.
Как пояснил бизнес-омбудсмен Борис Титов, необходимо учитывать недавнее решение Конституционного суда РФ. Оно подтвердило, что правовая база о «Платоне» в целом соответствует основному закону страны. Это означает, что систему взимания платы с владельцев тяжелых машин уже не отменят. Грузоотправителям придется включать эти расходы в стоимость продукции, потому что рано или поздно всем автоперевозчикам придется регистрироваться в «Платоне», чтобы сохранить свои позиции на рынке.
«Сейчас дальнобойщики могут бороться, по сути, только за два положения: во-первых, за закрепление льготы по транспортному налогу и после 2019 года, а во-вторых, за сохранение относительно низкого уровня сборов. У них есть все шансы этого добиться с учетом сложного финансового положения в российской экономике», – высказал свою точку зрения Б. Титов.
Получается, что радикально улучшить состояние региональных автодорог за счет «Платона» в ближайший период вряд ли получится. Это вопрос, по-видимому, более отдаленной перспективы.
Александр Солнцев
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions