+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.06.2015 12:41:10
Авиация / Новости
РЖД-Партнер

Овербукинг: за и против

Министерство транспорта РФ разработало и вынесло на публичное обсуждение законопроект о применении овербукинга авиакомпаниями. С текстом документа можно ознакомиться на портале правовой информации. Насколько выгоден авиакомпаниям данный механизм продажи билетов и будут ли защищены при этом пассажиры? 

Легализация перебронирования вынесена на публичное обсуждение

Документ подготовлен для того, чтобы нормативно закрепить возможности перебронирования (продажи билетов в количестве, превышающем количество мест в салоне воздушного судна). Публичное обсуждение продлится до 7 июля 2015 года. Если законопроект будет утвержден, то механизм овербукинга для авиапассажиров может заработать уже с середины 2016-го. В Воздушный кодекс РФ могут внести ст. 107.1. (изменение условий договора воздушной перевозки пассажира по инициативе перевозчика). Основная цель законопроекта заключается в нормативном закреплении возможности продажи билетов в количестве, превышающем количество мест в салоне воздушного судна, то есть овербукинга.

Напомним, «РЖД-Партнер» уже писал о том, что российские перевозчики обратились в Минтранс с целью официально легализовать продажу большего числа билетов, чем фактических мест в самолете. В авиакомпаниях уверены, что выгода останется прежде всего за инициаторами этого предложения, в числе которых называют «Аэрофлот».

Надо отметить, что мнения о необходимости введения данного механизма в отрасли разделились. Если одни авиакомпании, как ранее сообщал «РЖД-Партнер», недовольны введением овербукинга, то другие ратуют за его скорейшее принятие.

Пассажир в замешательстве?

Аналитики отрасли полагают, что в первую очередь разрабатываемый законопроект повысит доходы перевозчиков. Однако при условии обеспечения защиты интересов пассажиров введение овербукинга будет выгодно и клиентам авикомпаний.

Эксперты считают, что необходимо предусмотреть компенсацию моральных и материальных потерь пассажирам с билетами, которым отказали в перевозке из-за того, что уже нет мест на борту. А также важно обеспечить за счет отказавшего в транспортировке перевозчика доставку до пункта назначения пассажиров. Помимо этого, авиакомпании должны создать все необходимые условия: размещение и питание пассажиров между рейсами, а также доставку из аэропорта и в аэропорт до места размещения.

Генеральный директор компании Air Charter Service в России и СНГ Азат Мулгимов видит в данной инициативе больше положительных сторон, нежели негативных. «Во-первых, авиакомпании смогут продавать большее количество билетов на свои рейсы и заполнять самолеты. В результате чего цены на билеты не будут так сильно расти. Во-вторых, пассажирам, не попавшим на рейс по вине перевозчика, будет предоставляться компенсация. Например, им могут предложить перелет по тому же направлению в бизнес-классе», – рассуждает он.

Однако многие эксперты считают, что данный механизм не приживется на отечественной почве.


«На мой взгляд, проще было бы ввести более высокие штрафы за отмену бронирования: например, при сдаче билета за 3 дня до поездки клиент теряет 50%. Лучше работать с этими инструментами, чем создавать такую ситуацию, когда человек приехал в аэропорт, а свободного места на самолете для него уже нет. Это не только принесет дополнительные затраты на размещение пассажира в гостинице, но и негативно скажется на бренде компании», – полагает аналитик ИК Rye, Man & Gor Securities Андрей Третельников. По его мнению, нельзя вводить данный механизм, если у авиапассажира есть пересадки в хабах.


«Однако если компания совершает регулярные рейсы в конкретном направлении и в случае подобной ситуации сможет предложить оперативное решение, то такой вариант возможен», – рассуждает А. Третельников.

Кроме того, по словам А. Мулгимова, в случае принятия закона об овербукинге не попавший на рейс пассажир будет иметь полное право обратиться в суд для защиты прав потребителей и получить высокую компенсацию, как это делается в США и странах ЕС.

По наблюдениям А. Третельникова, люди сегодня стараются экономить и зачастую отдают предпочтение не в пользу российских авиаперевозчиков. А с введением данного механизма в отечественных перевозках иностранные компании смогут отобрать еще большую долю рынка.

Что касается конкуренции с железнодорожным транспортом, то тут эксперты единодушны: на коротких расстояниях переход пассажиров с самолетов на поезда возможен.

«И все-таки у железной дороги и авиации разный потребитель. Наземный транспорт вряд ли составит конкуренцию воздушному даже в том случае, если механизм овербукинга будет негативно воспринят клиентами авиаперевозчиков», – уверен А. Третельников.

Приживется ли международный опыт на российской почве?

Конечно, в Европе данная практика применяется давно и повсеместно, в России на некоторых направлениях она также действует, хотя и нелегально. Однако количество рейсов в некоторые уголки нашей необъятной родины не может располагать к таким экспериментам. Надо понимать, что сами авиакомпании будут стремиться минимизировать количество невылетевших пассажиров, потому что компенсация – это дополнительные затраты для перевозчика. К тому же овербукинг актуален для авиакомпаний, выполняющих преимущественно регулярные рейсы, так как чартерные перевозчики работают по блок-местам с туроператорами, которые, по сути, управляют загрузкой рейсов авиакомпаний.

Нельзя и не отметить и тот факт, что, по данным Росавиации, процент занятости кресел пусть и не резко, но постоянно снижается. Так, за 5 месяцев текущего года этот показатель уменьшился еще на 0,9% и в 2015-м составил 75,8%. Причем в международном направлении рейсы следуют более заполненные, чем во внутреннем сообщении (78,9 и 71,7% соответственно). В итоге процент коммерческой загрузки уже второй год держится на уровне 64,9% – показатель за 5 месяцев 2014 года и 64% – за 5 месяцев 2015-го.

Западные авиационные аналитики говорят о том, что каждая авиакомпания может добавить за счет овербукинга 7% к доходу. А. Третельников напомнил, что авакомпании обезопасили себя еще в прошлом году, добившись права продавать невозвратные билеты. Напомним, соответствующий закон приняла Госдума. Лоббисты аргументировали новшество тем, что невозвратные билеты будут продаваться пассажирам дешевле возвратных.

«За пустые места они получают полную прибыль. Если пассажир не успел на рейс или передумал лететь в последний момент, то авиакомпания ничего не теряет. Наоборот, самолет летит недозагруженным, и расходы на текущий рейс даже снижаются, хотя бы на том же керосине», – отмечает аналитик.

Эксперты отрасли полагают, что если бы авиакомпании пояснили глубину проблемы, тогда можно было бы анализировать, насколько введение данного механизма необходимо и нельзя ли обойтись другими мерами. 

Татьяна Симонова

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions