Удобрения возят в вагонах-хоперах (минераловозы, зерновозы), цистернах и полувагонах. Доля последних невелика — к примеру, «Акрон» в 2009 году перевез в полувагонах около 20% продукции. Но именно на полувагоны приходятся практически все поставки конечным потребителям по России. Традиционно для этого использовался инвентарный парк РЖД. Но часть его уже передана в Первую грузовую компанию (ПГК), оставшаяся часть передается во Вторую грузовую компанию. «Для многих грузоотправителей, в частности производителей минудобрений, структурная реформа РЖД обернулась острой нехваткой подвижного состава», — говорят в РАПУ.
Новомосковский «Азот» в октябре получил только 276 вагонов из 642 заявленных к погрузке. Ожидания в ноябре не лучше. Так, при потребности в 240 вагонах «Уралхим» получил подтверждение только на 49, а «Куйбышевазот» и вовсе на 122 из 938 вагонов. Как отмечают в РАПУ, с лета отказы в предоставлении вагонов в полном объеме приобрели системный характер, несмотря на то что между агрохимиками и операторами (РЖД, ПГК) действуют соответствующие договоры. К тому же из-за дефицита полувагонов ставки их аренды как у частников, так и у «дочек» РЖД выросли с лета в 1,5 раза, до 1200—1400 руб. в сутки (без НДС). «При этом производители минудобрений обязались поставлять свою продукцию аграриям из пострадавших от засухи регионов по льготным ценам», — напоминают в РАПУ.
В Первой грузовой компании РБК daily подчеркнули, что компания управляет лишь 25% нынешнего парка полувагонов и ее возможности ограничены. «В частности, в отличие от других операторов мы несем обязательства по поставкам грузов для ЖКХ и других социально значимых объектов», — отмечают в компании. Чтобы снизить дефицит, ПГК закупает новый парк, но на это требуется время. Пока же в ПГК говорят, что готовы предоставлять полувагоны в порядке очередности, и призывают пользоваться минераловозами, недостатка в которых нет.
Между тем источник РБК daily, знакомый с ситуацией, поясняет, что минераловозы требуют специальной инфраструктуры для разгрузки и используются на экспортных направлениях. «А по России удобрения возят полувагонами потому, что их можно разгрузить подручными средствами, а покупать спецтехнику накладно», — говорит он.
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions