Напомним, 13 октября было опубликовано поручение Президента РФ, которое предусматривает разработку программы развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка.Согласно планам правительства РФ, в среднесрочной перспективе Россия должна довести объемы экспорта зерна минимум до 40-45 млн тонн в год.
По данным аналитического центра компании, в 2008 сельскохозяйственном году РФ экспортировала рекордные 22,4 млн тонн зерновых. Тем не менее дальнейшему увеличению этого объема еще почти на 18 млн тонн в год мешает нехватка мощностей по хранению зерна в точках его производства, дефицит терминалов в крупнейших портах, и недостаток вагонов для транспортировки.
Крупнейшие инвестиции потребуются для строительства новых элеваторов. Дефицит мощностей для хранения зерна в точках его производства на 2009 год составляет минимум 18 млн тонн, в том числе на юге России, в Центральном Черноземье, в Поволжье, и в Западной Сибири.
Этот дефицит может быть покрыт за счет модернизации минимум 110 элеваторов в этих регионов стоимостью около 8,5 млрд руб., а также за счет строительства не менее 70 новых элеваторов общей мощностью 7 млн тонн и стоимостью 41,5 млрд руб., говорится в сообщении. Также ко всем реконструированным и построенным элеваторам необходимо подвести железнодорожную инфраструктуру, что потребует инвестиций в размере более 10 млрд руб.
Для увеличения объемов экспорта также необходимо расширять портовые мощности. По оценкам экспертов аналитического центра «Русагротранса», недостаток мощностей по перевалке зерна в крупнейших российских портах составляет около 17 млн тонн в год. В том числе на юге России не хватает мощностей по перевалке 12 млн тонн в год, на Дальнем Востоке - мощностей по перевалке 5 млн тонн в год.
Покрыть этот дефицит можно за счет строительства двух новых терминалов на юге России и одного - на Дальнем Востоке. Расчетная стоимость строительства трех терминалов, включая подведение железнодорожной инфраструктуры, составляет около 19 млрд рублей в ценах 2009 года.
Помимо этого, как отмечает компания, необходимо и расширение вагонного парка. На данный момент в России насчитывается более 32,5 тыс. вагонов-зерновозов, из которых только 26 тыс. используются для перевозки зерна. Из них до 2015 года не менее 20 тыс. будут списаны и потребуют ремонта либо замены, и лишь 6 тыс. останутся пригодными для перевозок.
Средняя стоимость нового вагона-зерновоза на август 2009 года составляет около 1,5 млн рублей. Для обеспечения экспорта зерна на уровне 40 млн тонн в год к 2015 году необходимо вложить в приобретение и ремонт вагонного парка по перевозке зерна не менее 20 млрд рублей в ценах текущего года.
«Эти вложения помогут России не только сформировать два полноценных коридора экспорта зерна: южный и восточный, но и занять устойчивые позиции лидера по экспорту пшеницы на мировом рынке, конкурируя наравне с США и Канадой. Однако решение этой серьезной задачи требуют консолидации действий всех участников рынка: ОАО «РЖД», «Русагротранса», как инфраструктурного железнодорожного оператора, ОАО «ОЗК» как государственной торговой компании и инвестора в инфраструктуру, крупных трейдеров и производителей, а также пользователей и собственников портовой инфраструктуры», - отметил первый заместитель генерального директора "Русагротранса" Олег Рогачев, слова которого приводятся в сообщении.
Наша справка:
ЗАО "Русагротранс" оперирует вагонным парком, насчитывающим 7 тыс. 997 собственных вагонов-зерновозов и 14 тыс. вагонов, арендованных у РЖД, и осуществляет железнодорожные перевозки зерновых и схожих с ними сельскохозяйственных грузов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.