В рамках реализации энергетической стратегии компании в 2008-2020 годах ОАО "РЖД" рассчитывает снизить энергоемкость перевозочного процесса не менее чем на 30%. В частности, удельные энергозатраты в электротяге при прогнозируемом росте объема перевозок в обоих видах тяги на 38% к уровню 2007 года сократятся на 6-8%, в теплотяге - на 9-12%.
Вопросы рационального использования энергоресурсов в компании неоднократно обсуждались на заседаниях правления и Научно-технического совета ОАО "РЖД". Приняты важные решения не только по задачам на ближайшие годы, но и по перспективным направлениям энергосбережения совместно с академическими институтами и научно-производственными комплексами.
С текущего года начато внедрение принципиально новой системы прогрева дизелей тепловозов, исключающих необходимость работы двигателей на холостом ходу. Это приведет к экономии топлива на 20% в зимний период и до 10-15% в другие времена года. До 2011 года ОАО "РЖД" оборудует такой системой около 2,4 тыс. тепловозов.
Продолжается работа по оснащению тепловозного парка бортовыми комплексами учета топлива и регистрации параметров работы тепловозов, которая за счет своевременной диагностики состояния локомотивов экономит до 5% дизельного топлива.
Особое внимание в компании уделяется разработке новых моделей топливоэкономичных тепловозов. Коломенский машиностроительный завод в текущем году выпустит опытную партию пассажирских тепловозов серии ТЭП70БС с электронной системой впрыска топлива, которая позволяет экономить до 3% топлива.
Другим техническим решением, дающим значительную экономию топлива, является создание двудизельных маневровых тепловозов. Сборка первого подобного отечественного локомотива, созданного по проекту Всероссийского научно-исследовательского и конструкторско-технологического института (ВНИКТИ), завершается на Ярославском электровозоремонтном заводе. По предварительным расчетам, использование таких тепловозов позволит обеспечить в эксплуатации до 10% экономии дизельного топлива.
Одним из основных направлений снижения непроизводительных энергозатрат локомотивов на электрической тяге (85% от общего объема перевозок ОАО "РЖД") является внедрение системы автоведения поезда. На сегодняшний день системой "автомашинист" оборудовано более 2,6 тыс. грузовых и пассажирских локомотивов. Она позволяет снизить удельный расход электроэнергии на 1,8%.
Экономия топливных ресурсов влечет за собой и уменьшение экологической нагрузки. Только в тяге поездов за счет снижения удельных энергозатрат выбросы вредных веществ уменьшатся к 2020 году на 38,3 тыс. тонн в год, сообщает департамент корпоративных коммуникаций ОАО "РЖД".
Наша справка:
ОАО "РЖД" является крупнейшим потребителем энергоресурсов стране, в том числе около 5% электроэнергии и почти 11% дизельного топлива. В общем объеме энергобаланса компании эти виды энергоресурсов составляют 84%. Суммарные затраты на приобретение энергоресурсов в 2007 году составили 113 млрд рублей. В текущем году в связи со значительным ростом цен на энергоносители эти затраты прогнозируются на уровне 150 млрд.
Основная доля расхода топливно-энергетических ресурсов ОАО "РЖД" приходится на тягу поездов. Сегодня это 82% всего объема потребления компанией электроэнергии и 90% дизельного топлива. При этом в связи со значительным ростом цен на дизельное топливо (64,1% за 7 месяцев 2008 года к соответствующему периоду прошлого) вопросы его экономии приобретают приоритетное значение.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.