+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.08.2017 13:20:00
Логистика / Обзоры
РЖД-Партнер

Транспорт и складирование. Казахстан. Июль 2017

Реальный рост ВВП в I полугодии текущего года составил 4,2%. При этом производство товаров показало прирост на 7,2%, услуг – на 2,3%.

Рост ВВП обеспечили три ключевых сектора. Два из них – в сфере выпуска товаров: промышленность (в первую очередь за счет сырьевого сектора, +9,4%), и строительство (+5,9%). Третий – в сфере услуг: транспорт и складирование (+3,9%).

Примечательно, что транспортно-логистический сектор – стабильный драйвер сервисной сферы – лидировал также по итогам 2016 года (ИФО – 103,5%), как и в 2015 (ИФО – 105,7%).
1.png

Интеграция Казахстана в международные транспортно-коммуникационные потоки заложена в Плане нации – это 65-й шаг из 100 шагов по 5 институциональным реформам, принятым в мае 2015 года.

Примечательно, что уже в I полугодии 2015-го доля инфраструктурного сектора от ВВП выросла до 8%, против 7,2% в аналогичном периоде 2014-го. Ранее вес сектора в валовом внутреннем продукте лишь немного превышал 6%. По итогам I полугодия 2017-го доля транспортно-логистической отрасли составила 8,2% от ВВП.

Развитие инфраструктуры предусматривает создание мультимодального транспортного коридора «Евразийский трансконтинентальный коридор», который позволит осуществить беспрепятственный транзит грузов из Азии в Европу. Транспортный коридор включает:

– первое направление – через территорию Казахстана, Российской Федерации и далее в Европу;

– второе направление – через территорию Казахстана от Хоргоса до порта Актау, далее по Каспийскому морю в Азербайджан, а затем через Грузию.

2.png

Создание Евразийского трансконтинентального коридора коррелирует с программой Китая «Один пояс – один путь» и китайским проектом «Экономический пояс «Шелкового пути», который поддержал Казахстан. ЭПШП состыкован и с госпрограммой «Нурлы жол». Это позволяет не только развивать инфраструктурный потенциал РК, но и активно привлекать инвестиции из КНР и от международных институтов развития.

Так, в 2017 году на реализацию проектов «Нурлы жол» было выделено 356,2 млрд тенге (в том числе 143,5 млрд – из Национального фонда), используемых для продолжения строительных работ по проектам Центр – Юг, Центр – Восток, Бейнеу – Актау, Актобе – Атырау, Капшагай – Талдыкорган, Астана – Петропавловск и Уральск – Каменка общей протяженностью 1,2 тыс. км. За счет бюджетных средств начата реализация 4 новых проектов: Бейнеу – Акжигит, Щучинск – Зеренда, Таскескен – Бахты, Ушарал – Достык.

За счет займов международных финансовых институтов (МБРР, АБР, ЕБРР, ИБР и Эксимбанка КНР) начнется реализация 10 проектов протяженностью 2,184 тыс. км: Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Курты – Бурылбайтал, Мерке – Бурылбайтал и т. д. Уже подписано соглашение о займе с АБР по участку автодороги Кандыагаш – Макат. По участкам автодорог Актобе – Кандыагаш, Атырау – Астрахань, финансируемых за счет займа «Исламского банка развития», подписание соглашений планируется в II полугодии 2017-го.

В общем планируется охватить строительством и реконструкцией 4,4 тыс. км автодорог, и задействовать порядка 100 тыс. человек. Будут использоваться более 95% материалов казахстанского производства.

Общий объем инвестиций в основной капитал транспортно-логистического сектора достиг за январь – июль 2017 года 569,4 млрлд тенге – это на 12,5% больше, чем в аналогичном периоде годом ранее. Инфраструктурная отрасль, как один их ключевых центров инвестпритяжения, обеспечивает уже 14,1% от всего портфеля капитальных инвестиций в РК, против 13,8% в прошлом году.

3.png

РК напрямую участвует в трех направлениях Евразийского трансконтинентального коридора и ЭПШП: 

– Китай – Казахстан – Россия – Европа, с выходом к Балтийскому морю; 

– Китай – Казахстан – Азербайджан – Грузия – Турция – Европа, в рамках международной программы TRACECA, с выходом к Черному и Средиземному морям; 

– Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран – Пакистан, с выходом к Персидскому заливу и Индийскому океану.

В рамках реализации проекта ЭПШП завершается строительство казахстанского участка международного транспортного маршрута – автомобильной дороги Западная Европа – Западный Китай. Коридор в настоящее время уже открыт для движения, хотя некоторые участки еще достраиваются/реконструируются (например, достраивается тоннель на участке Шымкент – граница Жамбылской области).

В тесной связке с автодорогой Западная Европа – Западный Китай и железнодорожной станцией Алтынколь функционирует сухой порт, входящий в СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». С начала введения в эксплуатацию, по данным официального портала www.europe-china.kz, уже обработана 191 тыс. контейнеров (2015 год – 14 тыс. контейнеров, 2016 год – 87 тыс. и за 6 месяцев 2017 года – 90 тыс.).

Запущенный в рамках «Нурлы жол» железнодорожный паромный комплекс порта Курык с начала года перевалил 420 тыс. т грузов. До конца года через данный терминал планируется перевалить порядка 1 млн т.

За 7 месяцев текущего года объем перевезенных по РК грузов и багажа достиг 2,07 млрд т – на 3,6% больше, чем годом ранее. При этом объем грузов, перевезенных по ж/д, увеличился сразу на 15,7%, грузовым автотранспортом – на 2,1%.

4.png
Наряду с грузоперевозками растут и пассажироперевозки: +1% год к году, до 12,75 млрд пассажиров. Вырос и пассажирооборот – на 3,3% за год, до 151,8 млрд пасс.-км.

Грузооборот увеличился еще заметнее – на 7,6% за год, до 305 млрд т-км. При этом грузооборот по железной дороге вырос на 11,3%, грузовым автотранспортом – на 0,7%.

5.png
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions