Это есть даже в России. Например перевозки компьютерной техники из Китая в Москву. Их возят и по железной дороге, и автотранспортом, и самолетами.
Поэтому следует говорить не только о конкуренции, но и о взаимодействии различных видов транспорта. В этом смысле мультимодальность необходимо рассматривать шире. С моей точки зрения, грузовики и железная дорога должны дополнять друг друга – например, нерационально перевозить дешевые грузы на большие расстояния автомобилем. А в некоторых случаях целесообразно создавать смешанные цепочки доставки грузов.
Однако мультимодальность в РФ у нас в стране толком организовать получалось редко. И вот по какой причине. Инициаторами этих идей были, как правило, владельцы объектов транспортной инфраструктуры, т. е. компании, владеющие железнодорожными путями необщего пользования, к которым, как правило, примыкает автодорожная сеть. Как вариант есть морской порт и туда ведет автомобильная или железная дорога.
Собственники таких площадок пытаются интегрировать разные виды транспорта. Но при этом они натыкаются на противоречия, связанные с разными перевозчиками: у них, как правило, есть собственные интересы, нередко конфликтующие с другими участниками перевозок. И в результате идея мультимодальности разбивается о реалии конкурентной борьбы.
Поэтому мне кажется, мультимодальность возникнет тогда, когда подобная услуга будет востребована грузовладельцем. Не владельцем порта или железной дороги, а когда логистический оператор предложит схему перевозки с участием различных видов транспорта.
Замечу, что в США, например, в последнее время даже не используется термин мультимодальность, но любой партии груза просто подбирают оптимальный маршрут. Если требуется скорость – груз сначала летит на самолете, потом его перегружают на трак. Если негабарит – смотрят, как переключить маршрут сначала на железную дорогу или на речной транспорт, а потом уже на автомобиль. Нередко вид груза уже определяет, к какому виду транспорта он тяготеет.
Поэтому и в РФ следует искать оптимальные варианты перевозок, вшивая мультимодальность в сервисы, предоставляемые клиентам. Этим должны заниматься специалисты в сфере логистики, а не владельцы транспортной инфраструктуры.
Автор: Борис Рыбак, председатель Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.