Несомненно, это тормозит развитие территории, учитывая, что есть планы организовать транспортное сообщение между Сахалином и Японскими островами. Строительства моста даст импульс к совершенствованию, разработке дальневосточных территорий, а местным жителям – чувство связи с материком.
Конечно, инфраструктурные объекты меньшего масштаба окупаются не быстро. А строительство такого крупного объекта (цена моста доходит до 500 млрд руб.) не окупится в принципе. Но надо понимать, что проект – вложение в развитие страны, в перспективу, которую сложно оценить в деньгах.
На мой взгляд, окупится мост другим способом – ростом цен на объекты близ моста, развитием бизнеса или просто налогооблагаемой базой, удешевлением стоимости доставки грузов, материк станет доступнее для жителей полуострова, повысится мобильность граждан и прирастет население… Конечно, насколько это сработает на Сахалине, пока неясно. Но налицо депопуляция дальневосточного региона и нужно пытаться удержать население, хотя бы этим проектом.
Сложности реализации проекта будут добавлять погодные условия, течение, непростое дно с твердыми породами. Но проект готовился не один год – еще со сталинских тюрем возник вопрос о том, как бы соединить материк и остров, был вариант строительства тоннеля вместо моста. Проект сложный, но есть бенефициары дорогостоящих проектов, которые реализуют подобные стройки, например, структура Роттенберга. Но, зная по практике с Крымским мостом, подобные масштабные проекты имеют тенденцию расти в стоимости в несколько раз.
Однако реализовать эту идею проще, в отличие, например, от другой, которая недавно предлагалась: сделать мост от Сахалина до Хоккайдо, связать с Японией. За этот фантастический проект пока не взялись, принявшись за более реальный.
Автор: Алексей Калачев, эксперт-аналитик АО «Финам»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.