+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.05.2017 14:52:26
Логистика / Мнения
РЖД-Партнер

Кого внесут в белые списки таможни

Институт уполномоченных экономических операторов (УЭО) готовится к масштабной перезагрузке. При этом важно, чтобы при этом не пострадали добросовестные участники рынка.
Кого внесут в белые списки таможни
Здесь следует уточнить, что в тексте Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) не только обозначены главные контуры грядущих изменений в отношении УЭО, но многие из них детально описаны. При этом основные положения ряда новелл кодекса являются прямыми нормами, которые своими решениями должна утвердить Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Их принятие необходимо для того, чтобы с момента вступления в силу ТК ЕАЭС заработал в полном объеме.

Проекты некоторых решений ЕЭК по данному вопросу уже вынесены на общественное обсуждение. По регламенту они должны вступить в силу практически одновременно с Кодексом. Применительно к системе УЭО в опубликованных документах четко обозначено смещение акцентов с национального на наднациональное законодательство и перераспределение регулятивных полномочий в пользу ЕЭК. Уточню, что еще в ходе написания ТК ЕАЭС его авторы поясняли смысл данного перераспределения. С их слов, идея состояла в том, чтобы добиться максимальной унификации норм, регулирующих институт УЭО в рамках Союза. Это не просто красивая идея. Унификация позволяет заложить основы для взаимного признания УЭО пятью государствами ЕАЭС. При этом она преследует и более масштабные цели. В обозримой перспективе унификация позволит перейти к реализации идеи взаимного признания российских УЭО третьими странами.

Именно взаимное признание УЭО страной-экспортером и страной-импортером является реальным ключом к решению вопросов ускорения и упрощения внешней торговли. Такого рода успешных проектов в мире пока не много, но те из них, что были реализованы, например, в рамках соглашения между Китаем и Южной Кореей, обеспечили резкое повышение эффективности внешней торговли.

У перераспределения полномочий в пользу ЕЭК есть и побочные положительные последствия. Так, тонкая настройка большинства проблем и вопросов по УЭО, которая неизбежно потребуется после начала практического тестирования новых норм, может быть проведена через решения ЕЭК. Это более эффективный путь, чем реализация путем внесения поправок в национальный закон о таможенном регулировании или через акты ФТС России.

Причиной тому создание внутри ЕЭК, которой следует за это сказать добрые слова, понятной, эффективной и прогнозируемой технологии принятия, корректировки и общественного обсуждения проектов решений. Конечно, хочется, чтобы их принимали быстрее, но следует признать, что нынешние сроки и технологии принятия в ЕЭК существенно превосходят все то, что делается на уровне российского таможенного законодательства.

Напомню, что согласно действующему Таможенному кодексу Таможенного союза (ТК ТС) уполномоченные экономические операторы могут воспользоваться преимуществами своего статуса только в виде применения специальных упрощений. При этом международная практика и мировые стандарты предусматривают для компаний, обладающих статусом УЭО, два вида преимуществ.

Второй нам пока недоступен. Речь о преимуществах в сфере безопасности. Они предполагают, что таможенные администрации применяют к ввозимым УЭО товарам менее затратные формы таможенного контроля или снижают частоту их

применения. Убежден, что введение в ТК ЕАЭС такой нормы обязательно приведет к появлению многочисленной группы уполномоченных экономических операторов, главной целью для которых при получении статуса УЭО станет не применение специальных упрощений, а именно получение права относиться к низкой категории риска, причем на понятных и предсказуемых условиях.

Не секрет, что обладателей статуса УЭО многое не устраивает в нынешней системе. К сожалению, практика показывает, что, начиная процесс получения заветного статуса, многие слабо понимали особенности применения системы управления риска в отношении УЭО и необоснованно надеялись, что статус автоматом даст им определенные преимущества.

На деле все оказалось не так. Получение статуса УЭО абсолютно не гарантирует, что его обладателя сразу внесут в «белые списки». Более того, даже если ставшая УЭО компания выполнит все предъявляемые требования и будет отнесена к низкой категории риска, то ее могут в любой момент по неизвестным заранее причинам вычеркнуть из указанных списков. Это может произойти, например, из-за того, что в течение какого-то периода она сделала слишком много корректировок таможенных деклараций или совершила какие-либо иные законные действия, но которые почему-то не понравились ФТС России.

При этом исключение из «белых списков» не является основанием для исключения из Реестра УЭО. Сама же списочная система по-прежнему является непрогнозируемой и непубличной, хотя и крайне привлекательной для импортеров сферой. Сейчас появился шанс, что ТК ЕАЭС исправит эту ситуацию и изменит соотношение белых списков и статуса УЭО.

Надеемся, что имеющая статус УЭО компания будет автоматически и без дополнительных условий получать не только низкий уровень риска, но и включаться в белые списки. Основанием для исключения, по нашему мнению, должно быть только приостановление действия свидетельства УЭО или его отзыв.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions