Среди наших проектов – аэропорт Пулково, Западный скоростной диаметр, Северный широтный ход, совместный проект с "Почтой России". Сегодня задается вопрос: 3 трлн руб. частных средств, которые должны быть привлечены в ближайшие 6 лет, – это реально? С моей точки зрения, с одной стороны – задача амбициозная, с другой – абсолютно выполнимая, если это сопоставить с тем, что уже сделала группа ВТБ за последнее десятилетие, причем здесь группа ВТБ также выступает не только кредитором но и инвестирует в акционерный капитал многих проектов и берет на себя существенные риски. При этом что важно учитывать – в первую очередь, срок упаковки проекта. С нашей точки зрения, это должно быть не более 2–3 лет. Поэтому государству, Минтрансу уже сегодня надо думать над тем, каким способом попытаться сделать так, чтобы этот срок подготовки сжать как можно больше. Как работать с частным сектором для того, чтобы на конкурентной основе можно было прийти к ситуации, когда проект мог бы быть разыгран на конкурсе в максимально короткий срок.
Что же касается регулирования, то на сегодняшний день основным источником частных средств для транспортной инфраструктуры являются банки. Тут хотелось бы остановиться на нескольких вопросах и, прежде всего, к Центробанку. Законодательство, измененное лет 5 назад, предусмотрело возможность залога прав по концессии. Но на сегодняшний день Центробанк в общем-то такие залоги игнорирует. Он говорит о том, что это не улучшает качество кредита, хотя такие залоги в общем-то аналогичны обязательствам государственных органов. Хотелось бы говорить с Центробанком о каком-то более мягком подходе к таким ситуациям. Второй, с точки зрения Центробанка, довольно важный вопрос, это вопрос капитализации процентов. На сегодняшний день банки не имеют такой возможности и это создает серьезную нагрузку.
Автор: Олег Панкратов, руководитель департамента финансирования инфраструктуры "ВТБ Капитал"
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.