Транспортный семинар «Грузовая панорама» организован деловым журналом РЖД-Партнер к 20-летнему юбилею издания. Более 200 участников – представители регуляторов, ОАО «РЖД», общественных ассоциаций, руководители промышленных и транспортных предприятий – обсудили факторы, влияющие на деятельность всех участников грузоперевозок, необходимость развития железнодорожной инфраструктуры, актуальные тенденции в сфере перевозок угля и других грузов.
В рамках мероприятия первый заместитель генерального директора – коммерческий директор ООО «Управляющая портовая компания» Ирина Ольховская выступила с докладами «Итоги и перспективы угольной отрасли РФ», «Состояние и перспективы парка полувагонов на период до 2025 года», «Развитие угольных терминалов и синхронизация железнодорожной инфраструктуры».
В ходе пленарной дискуссии И. Ольховская обратила внимание на итоги угольной отрасли в 2017 году. Так, объем добычи российского угля составил более 408 млн т, а общей поставки – более 356 млн т. Это является безусловным опережением программы развития угольной промышленности Министерства энергетики России, согласно которой достигнуть таких целевых показателей планировалось только в 2020 году.
В целом минувший год был очень позитивным. Прослеживается четкая ориентация отрасли на экспорт. В 2017 году доля экспорта в объемах поставки российского угля составила 52%, впервые превысив долю на внутреннем рынке. Доля России в мировом рынке угля выросла с 11 до 14% по сравнению с 2010-м. Отрасль достаточно хорошо пережила кризис 2015-го, угольная генерация уверенно растет и, по прогнозам, будет расти достаточно долго.
«Подтвердились все прогнозы 2015–2016 гг.: растет объем экспорта по железной дороге, прежде всего на Дальний Восток. Северо-Западное направление считается достаточно сложным, но и на нем по сравнению с 2016 годом увеличились объемы экспорта и поставки российского угля. Это говорит о том, что угольные компании, сохраняя свою конкурентоспособность и долю на рынке, направляют уголь на Северо-Запад для закрытия других, не свойственных данному направлению рынков. Мы видим, что границы рынков это уже не границы бассейнов», – отметила И. Ольховская.
Экспортное направление является определяющим для формирования инвестиционных программ: операторам – в части объемов, технологий и выбора подвижного состава, РЖД – в части развития определенных магистралей и направлений.
В объемах перевалки экспортного угля портами Дальнего Востока доля специализированных угольных терминалов составила 55%, из которых 30% пришлось на АО «Восточный Порт». 45% от всех объемов это неспециализированные терминалы, которые либо изначально были не угольными и сменили профиль в пользу перевалки угля, либо были не терминалами, а отдельной техникой.
Для увеличения объема экспортного груза проделана большая работа РЖД, грузоотправителями и получателями, но при прогнозируемом увеличении импорта контейнеров с Дальнего Востока и реализации Шелкового пути инфраструктура может оказаться не готовой к таким объемам. Для удовлетворения потенциального и существующего высокого спроса на перевозки нужно обеспечить быстрое развитие инфраструктуры.
Как на Юге, так и на Дальнем Востоке России необходимо развивать железнодорожную инфраструктуру необщего пользования и специализированные портовые мощности с высокотехнологичным оборудованием, позволяющие усовершенствовать технологии перевозочного процесса и увеличить скорости оборота вагонов.
«По итогам двух последних лет можно уверенно сказать, что система взаимодействия РЖД с операторами кардинально изменилась и стала эффективной. Так, принято решение о финансировании проектов первого и второго этапов развития БАМа и Транссиба, включении барьерного участка Смоляниново – Находка-Восточная ДВЖД и обхода Шкотово – Смоляниново. Сейчас мы наблюдаем развитие выходов из Кузнецкого угольного бассейна, для того чтобы грузовая база БАМа и Транссиба была застрахована грузовой базой Кузбасса», – подчеркнула И. Ольховская.
Напомним, что партнерство с ОАО «РЖД» имеет важное значение для роста грузооборота и экспортного потенциала АО «Восточный Порт». Строительство крупнейшего частного портового инвестиционного проекта на Дальнем Востоке – Третьей очереди специализированного угольного комплекса «Восточного Порта» – синхронизировано с масштабным проектом РЖД по развитию БАМа и Транссибирской магистрали.
Общий объем инвестиций портового холдинга в строительство Третьей очереди составляет более 32 млрд руб., из них 4,7 млрд руб. – вложения в реконструкцию и расширение парка отправления порожних вагонов и строительство парка приема груженых вагонов станции Находка-Восточная ДВЖД. После ввода в эксплуатацию новая железнодорожная инфраструктура парка отправления порожних вагонов будет передана в собственность ОАО «РЖД».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.