RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
18.07.2016 17:21:19
РЖД-Партнер

Стройгрузы: позитивный тренд по итогам I полугодия 2016 года

По данным перевозчика, в I полугодии 2016 года погрузка строительных грузов на сети РЖД составила 68,8 млн т, что на 20,9% (или на 11,9 млн т) больше, чем за аналогичный период прошлого года. Удачная комбинация факторов, повлиявших на грузовую работу в этом сегменте, сформировала положительный тренд еще в октябре 2015-го, но некоторые проблемы актуальны и по сей день.
 

Щебень как основа

По словам первого заместителя генерального директора ЦФТО – филиала ОАО «РЖД» Сергея Тугаринова, основные причины роста погрузки стройгрузов связаны с наращиванием поставок щебня для ремонта и реконструкции автомобильных дорог – на фоне снижения конкуренции с поставщиками из Украины. Переключение грузопотоков на железнодорожный транспорт также шло из-за увеличения штрафов за превышение весовых параметров автоперевозчиками и ввода с 15 ноября 2015 года оплаты за проезд по федеральным трассам транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 т. Свою роль сыграли и отправки щебеночной продукции в адрес структурных предприятий ОАО «РЖД». Так, в течение 2016-го перевозчик запланировал капитальный ремонт 2452,7 км путей, что на 14,2% больше, чем годом ранее (+305,7 км). «Учитывая влияние этих факторов, в II полугодии мы ожидаем дальнейшего прироста погрузки строительных грузов на железной дороге», – заключает С. Тугаринов.

В структуре погрузки стройгрузов на сети щебень занимает до 85% общего объема. По итогам 6 месяцев 2016-го его погрузили 58,2 млн т, что на 21,5% (10,3 млн т) выше результата аналогичного периода 2015 года, причем существенный прирост отмечен при перевозках со станций ОЖД на Московскую и Октябрьскую железные дороги (+30,2%, или 2,7 млн т). Как считают в РЖД, улучшения наступили благодаря введению лицензирования импорта щебня и гравия в августе прошлого года. «Уже в сентябре 2015-го наметился очевидный рост погрузки строительных грузов из Республики Карелии в Москву и Московскую область: на 40,9% к августу и 54,3% к уровню прошлого года, – рассказывает С. Тугаринов. – В то же время погрузка щебня из Украины в Россию по железной дороге снизилась на 46,2% к августу и на 76,9% относительно 2014-го». По итогам I полугодия 2016 года снижение погрузки щебня из Украины в РФ в годовой динамике достигло 82,7% (или 5,4 млн т), всего завезли 1,1 млн т. При этом отправки из Свердловской области в Удмуртию выросли на 82,7% (+0,4 млн т), в Пермский край – на 62,4% (+0,3 млн т), а из Ленинградской области в Новгородскую – в 6,3 раза (+0,9 млн т).

Исполнительный директор НП «Национальное партнерство ассоциаций и союзов предприятий промышленности строительных материалов» Владимир Сергеев уверен, что законодательная поддержка отечественных щебеночников стала главной причиной позитивной динамики в сегменте стройгрузов. «Импортный щебень составлял значительную долю поставок – до 26 млн т ежегодно, – уточняет он. – По итогам прошлого года импорт сократился до 10 млн т, соответственно, высвободившиеся объемы потребления взяли на себя наши производители». Одним из драйверов рынка стала и реализация целого ряда крупных инфраструктурных проектов, таких как Керченский мост, Новая Москва, дорожные проекты в Северо-Западном, Центральном, Уральском и других федеральных округах, которая продолжилась, несмотря на трудный период в экономике России.

Не без сложностей

По словам С. Тугаринова, в настоящее время в сегменте перевозки стройгрузов автоперевозчики продолжают пользоваться преимуществами в сравнении с железнодорожниками. «Во-первых, железнодорожные тарифы регулируются государством, тогда как тарифы автомобилистов формируются исходя из сложившейся конъюнктуры потребительского спроса, – поясняет он. – Во-вторых, пользователи автодорог не покрывают затраты на содержание и развитие инфраструктуры, в отличие от клиентов железных дорог, которые возмещают около 95% аналогичных расходов».

Важно и то, что федеральные автомобильные дороги общего пользования и сооружения, являющиеся их неотъемлемой частью, не облагаются налогом на имущество и земельным налогом, тогда как владелец железнодорожной инфраструктуры платит не только налоги на имущество, но и арендные взносы за пользование земельными участками, где находятся объекты железнодорожной инфраструктуры. К тому же ОАО «РЖД» обязано содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов. Кроме того, до 90% автомобильных грузоперевозок осуществляется малыми предприятиями, которые выплачивают единый налог на вмененный доход, снижая фискальную нагрузку на бизнес. «ОАО «РЖД» не может работать на аналогичных условиях, – отмечает С. Тугаринов. – А в ряде случаев вынуждено осуществлять социально значимые, но операционно убыточные перевозки».

В то же время принятое правительством РФ постановление от 03.11.2015 г. № 1191 «О некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т» создает предпосылки к постепенному выравниванию конкурентных условий конкурирующих видов транспорта, что способствует переориентации грузоотправителей щебеночной продукции с автомобильного на железнодорожный транспорт. Кроме того, в субъектах РФ для исполнения принятого в июле 2015 года федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов» устанавливаются пункты весового контроля, что также приводит к увеличению объемов привлекаемых с автомобильного транспорта грузов, в том числе строительных.

Подмога для грузовладельцев

В мае 2016 года был запущен проект биржи вагонов собственности АО «ФГК», предоставляемых под перевозку минерально-строительных грузов, разыграно 10 лотов по 100 вагоноотправок. В июне было уже 30 аналогичных лотов.

«Работа биржи положительным образом влияет на рынок операторских услуг, ввиду того что позволяет сделать его более прозрачным, а также дает возможность сформировать понятные всем участникам рынка принципы ценообразования», – отмечает С. Тугаринов. Организаторы площадки, выставившие на третий, июльский, аукцион уже 5 тыс. вагонов ФГК и 800 полувагонов ООО «Грузовая компания», также оценивают достигнутые результаты достаточно высоко.

Однако некоторые грузоотправители указывали и на слишком высокий, по их мнению, уровень цен ФГК, причем не только на бирже, но и при прямых заказах подвижного состава. «В начале 2016 года ставка на предоставление полувагонов оставалась на уровне Прейскуранта № 10-01, а в II квартале уже шла серьезная повышательная динамика, в частности, ФГК каждый месяц поднимала цены в среднем на 5%», – рассказывает начальник логистического департамента ООО «ГК «Евразия» Константин Жуков. По его словам, дефицит вагонов оказался не количественным, а ценовым, то есть вылился не в нехватку подвижного состава, а в рост стоимости услуг. «Грузоотправители были не готовы к такому развитию событий, поэтому в II квартале мы вывезли примерно 40% от запланированного объема», – пояснил К. Жуков.

На фоне роста операторских ставок мечты грузоотправителей о снижении железнодорожных тарифов остаются несбыточными, особенно в связи с тем, что проект по внесению изменений в приказ № 9 Минтранса «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. № 245», которым собирались вернуть расчет тарифа по кратчайшему расстоянию взамен фактического (он рассматривался в 2014 г.), канул в Лету.

Однако несмотря на нюансы такого рода в целом эксперты полагают, что пока все идет достаточно неплохо. «Если судить по результатам работы ведущих предприятий отрасли, таких как Национальная нерудная компания, Первая нерудная компания, Орское карьероуправление, «Ленстройкомплектация», «Ураласбест», Группа ЛСР, «Карелприродресурс», Первоуральское рудоуправление, «Энерго-Альянс», ЕВРАЗ, – отмечают они, – то можно констатировать, что практически во всех регионах России происходит рост объемов производства нерудных материалов». Соответственно, увеличиваются объемы их погрузки на сети ОАО «РЖД». Надеемся, что эта тенденция сохранится и в будущем.

Марина Ермоленко 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Мининфраструктуры Украины рекомендовало отечественным грузоперевозчикам въезжать в Россию через Беларусь

Мининфраструктуры Украины выработало ряд рекомендаций для участников транзита железнодорожным и автомобильным транспортом через территорию России. 

РЖД-Партнер

Премьер-министры Украины, Казахстана и Азербайджана обсудили вопросы транзита грузов через Россию

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк обсудил с казахским и азербайджанским коллегами новый порядок транзита грузов, следующих из Украины через территорию РФ.

РЖД-Партнер

Грузооборот терминалов Transiidikeskus AS сократился в 2015 году на 9,5%

​Общий грузооборот терминалов Transiidikeskus AS (Эстония) составил в 2015 году 2,6 млн т, что на 9,5 % меньше по сравнению с позапрошлым годом.
 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. В правительство РФ поступило предложение от операторов выработать схему транспортного баланса на рынке нефти и нефтепродуктов на среднесрочную перспективу. Позволит ли это скорректировать инвестиции в железнодорожную инфраструктуру для обеспечения перевозок данной номенклатуры?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions