RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
26.04.2016 17:31:16
РЖД-Партнер

РФ и КНР связаны одним маршрутом

Россия и Китай – давние партнеры. Их объединяют несколько международных транспортных маршрутов и каждый год прорабатываются новые схемы, позволяющие более быстро и качественно доставлять грузы по суше. Одна из этих мер – развитие крупнейшего российско-китайского пункта пропуска Забайкальск – Маньчжурия. Будет ли его расширение и модернизация способствовать включению Транссибирской магистрали в число маршрутов экономического пояса Шелкового пути? 

Расширение возможностей

И. о. министра международного сотрудничества и внешнеэкономических связей Забайкальского края Баир Галсанов отметил, что региональные власти хотят, чтобы участок от границы и далее по Транссибу стал отдельной веткой Шелкового пути. По его словам, Забайкальск уступает по ряду показателей Маньчжурии, в итоге с российской стороны образуется узкое место.

Участники рынка считают, что пока нет официального ответа от Министерства транспорта Китая или от официального комитета по делам Шелкового пути, трудно рассуждать о перспективах сотрудничества России и Китая и о включении Транссиба в планы КНР. Скорее всего, речь идет лишь об усилении взаимодействия.

В настоящий момент региональные власти ведут переговоры с Минэкономразвития о создании в Забайкальске свободной экономической зоны, где будет действовать режим налоговых льгот. Кроме того, на территории зоны будет проходить обработка и дальнейшая отправка транзитных товаров.

«Создание свободной зоны – это стандартная процедура для увеличения финансового сотрудничества между двумя странами. Однако все будет зависеть от того, что конкретно выступит катализатором развития Забайкальска. Пока я не вижу, что может стоять за его успехом, ведь там нет производств и крупных предприятий», – отмечает представитель юридической компании «Мост в Китай» Борис Горохов.

По его мнению, эта ветка (Маньчжурия) по объемам грузопотока уступает Суйфэньхэ и Хэйхэ. Однако все может измениться. Например, уже известно, что в июне 2016 года ООО «Забайкальский зерновой терминал» планирует приступить к строительству зернового железнодорожного терминала из России в Китай на территории Забайкальского края. Ввод в эксплуатацию терминала запланирован на сентябрь-октябрь 2017 года. Его ежегодная мощность составит до 8 млн т зерна, зернобобовых и масличных культур. Выход на данный объем перевалки запланирован к 2025–2026 гг. При этом в первый год работы терминала объем перевалки составит 800–900 тыс. т зерна.

Через погранпереход Маньчжурия – Забайкальск проходит две трети сухопутных грузов российско-китайской торговли. В 2015 году торговый оборот между Китаем и Россией составил $68 млрд. Более того, развитие крупнейшего российско-китайского пункта пропуска Забайкальск – Маньчжурия может способствовать включению Транссибирской магистрали в число маршрутов экономического пояса Шелкового пути, связывающего страны Азии и Европы.

Шелковый Транссиб

Напомним, что идею о возрождении так называемого Шелкового пути высказал председатель КНР Си Цзиньпин еще в 2013 году. Маршрут должен связать страны Центральной и Южной Азии с Европой. «Китай начал развивать проект «Шелковый путь», чтобы прорубить сразу несколько окон в Европу без Америки. Но КНР развивает сразу несколько маршрутов Шелкового пути: по России и в обход. Нам очень важно сейчас все-таки стать транзитной страной и начать на этом зарабатывать. А это возможно только при создании более выгодных экономических условий для логистики на маршруте Китай – Европа», – считает ведущий эксперт по логистике консалтинговой логистической компании «Лобанов-логист» Николай Лобанов.

Сегодня, по его наблюдениям, происходит стимулирование азиатского направления транспортно-логистических маршрутов через несколько точек соприкосновения: Казахстан, Забайкалье, Сибирь и Дальний Восток.

Когда стало понятно, что Китай приступил к реализации своей концепции «Один пояс и один путь», различные эксперты стали предостерегать, что Китай будет замыкать на себе все потоки, которые раньше шли по Транссибу. На самом деле КНР планирует развивать все возможные транспортные коридоры. По словам Б. Горохова, Шелковый путь не только конкретный маршрут, но и новая форма работы Китая в военной, политической и экономической нише в Средней и Малой Азии и вне ее. «Таким образом, существуют некие условия игры. Допустим, Азиатский банк инвестиций дал льготы компаниям и стивидорам морских портов в западной части Китая и т. д. А уже далее каждый регион страны активно участвует в развитии его логистической структуры, так как это несет финансовые поступления в бюджет и различные преференции от центра», – поясняет он.

В рамках проекта «Новый Шелковый путь» активно вводятся маршруты доставки грузов в сборных контейнерных поездах. Так, например, в январе в Тегеран пришел первый контейнерный состав из города Иу (КНР). А 5 февраля в Россию в калужский индустриальный парк прибыл первый контейнерный поезд из города Далянь (КНР).

«Россия и Китай кровно заинтересованы в возрождении Великого Шелкового пути. Однако также важно развитие таких проектов, как «Приморье-1» и «Приморье-2». Но в их реализацию требуются очень серьезные финансовые вложения. С момента кризиса стало понятно, что один из выходов – привлечь в проект частных инвесторов. Это верное решение. «Приморье-1» и «Приморье-2» необходимо запустить. Будут эти проекты реализованы – улучшатся условия трансконтинентальных транзитных международных грузоперевозок, также появятся новые рабочие места и социальные объекты», – уверен руководитель отдела продаж группы «Транспореон» Руслан Воронцов.

Грузоотправитель, как ранее рассказывал РЖД-Партнеру генеральный секретарь международной ассоциации «Координационный совет по транссибирским перевозкам» (КСТП) Геннадий Бессонов, выбирает сегодня проверенную и известную технологию поставки. «Нужно исходить из того, где и какая грузовая база формируется», – отмечает он.

Поясним, что если груз поступает на территорию России, например, из Шанхая через порты Дальнего Востока, то далее по Транссибирской магистрали он следует в Европу. Если груз формируется в северных провинциях Китая, то рациональнее везти его через Достык (Казахстан). Тогда на Транссиб он поступает в Челябинской или Оренбургской области. Существует и третий вариант, когда груз идет через Наушки (Монголия). Как правило, этот маршрут используют в тех случаях, когда груз производится в центральных районах Китая.

«Сегодня груз идет по максимально короткому расстоянию. И усилия транспортных компаний направлены на создание таких логистических продуктов, которые приводят к значительному сокращению сроков доставки. А это возможно лишь при правильной логистике, то есть оптимально разработанном маршруте и увеличении скорости за счет применения всех видов транспортно-логистических услуг», – заключает Г. Бессонов.

По данным КСТП, на фоне общего снижения грузопотоков по Транссибирской магистрали объем транзитных перевозок крупнотоннажных контейнеров в сообщении Россия – Китай по итогам 2015 года вырос на 79%, до 98 тыс. TEU, а за январь – март 2016 года – на 58%, до 25,7 тыс. TEU. Также нельзя не отметить тот факт, что сейчас количество маршрутов в сообщении Китай – Европа – Китай с использованием Транссиба составляет 26 вариантов.

Участники рынка уверены, что ближайшие 5–10 лет транспортировка товаров и грузов будет идти по проверенным маршрутам, которые уже имеют отработанную технологию доставки.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Мининфраструктуры Украины рекомендовало отечественным грузоперевозчикам въезжать в Россию через Беларусь

Мининфраструктуры Украины выработало ряд рекомендаций для участников транзита железнодорожным и автомобильным транспортом через территорию России. 

РЖД-Партнер

Премьер-министры Украины, Казахстана и Азербайджана обсудили вопросы транзита грузов через Россию

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк обсудил с казахским и азербайджанским коллегами новый порядок транзита грузов, следующих из Украины через территорию РФ.

РЖД-Партнер

Грузооборот терминалов Transiidikeskus AS сократился в 2015 году на 9,5%

​Общий грузооборот терминалов Transiidikeskus AS (Эстония) составил в 2015 году 2,6 млн т, что на 9,5 % меньше по сравнению с позапрошлым годом.
 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. В правительство РФ поступило предложение от операторов выработать схему транспортного баланса на рынке нефти и нефтепродуктов на среднесрочную перспективу. Позволит ли это скорректировать инвестиции в железнодорожную инфраструктуру для обеспечения перевозок данной номенклатуры?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions