RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
12.08.2016 12:51:58
РЖД-Партнер

Реанимация не поможет?

На минувшей неделе президенты России, Ирана и Азербайджана подписали декларацию о сотрудничестве в различных сферах. Стороны договорились развивать транспортно-коммуникационную инфраструктуру для расширения возможностей по перевозке пассажиров и грузов по международному транспортному коридору Север – Юг. Планируется, что эти три страны совместными усилиями наконец-то реализуют транспортный проект «Север – Юг», о котором в отрасли говорят уже более 15 лет. Срок давности не истек? 

Недавно состоялось подписание декларации между Россией и Ираном, согласно которой планируется расширение перевозок грузов и пассажиров по международному транспортному коридору Север – Юг. Однако, как напоминают аналитики, подобный документ был подписан еще в 2000 году. И за это время практически ничего не изменилось. «Сейчас 2016 год, соглашениям по коридору Север – Юг уже более 15 лет, а ситуация никак не развивается. Реализации этого проекта мешают и региональные конфликты, и санкции, и экономические реалии. На мой взгляд, нужно переходить к большей конкретике, развивать отношения с Ираном, снять санкции, в том числе финансовые, расширить взаимную торговлю, за счет чего практически выстраивать инфраструктуру транспортного коридора», – комментирует председатель правления логистического альянса ACEX Мирослав Золотарев.

Определяющим фактором эффективности обсуждаемого маршрута, по словам вице-президента ГК «Аривист» Евгения Кошкарова, может стать способность стран – участниц проекта настолько упростить таможенные и иные контролирующие процедуры, чтобы они могли конкурировать с аналогичными сервисами, применяемыми при организации морских перевозок. «Никогда нельзя забывать, что у бизнеса всегда будет альтернатива: отправить свой товар по традиционному морскому маршруту, на пути которого нет ни таможни, ни пограничных станций, или выбрать новый сухопутный коридор», – предостерегает он.

Наполеоновские планы

Реализация транспортного проекта «Север – Юг» предполагает соединение железнодорожных систем трех стран. Создаваемая транспортная сеть позволит наладить железнодорожное сообщение между Северной и Западной Европой и Юго-Восточной Азией. Этот путь, 60% которого пройдет по российской территории, станет самым коротким и удобным для перемещения транзитных грузов. Предусматривается создание единой железнодорожной ветки из Европы через Россию, Азербайджан и Иран в Индию и Юго-Восточную Азию. Большая часть работы будет реализована в Иране, который не имеет железнодорожного сообщения до границы с Азербайджаном.

Первым звеном коридора может стать магистраль Решт (Иран) – Астара (Азербайджан). Возможность ее строительства обсуждалась еще 8 лет назад. И тогда, и сейчас ОАО «РЖД» заявляло о готовности стать оператором проекта. Протяженность этой магистрали примерно 172 км. Она является как бы недостающим элементом для организации прямого железнодорожного сообщения по западной ветви международного транспортного коридора Север – Юг.

Отметим, что, как заявлялось ранее, по новому транспортному коридору будут перевозиться грузы из Индии, Ирана и других стран Персидского залива на российскую территорию через Каспийское море и далее в Северную и Западную Европу. Новый маршрут исключает необходимость доставлять грузы через Суэцкий канал, который не только загружен, но и дорог.

Планируется, что на первом этапе по коридору будет ежегодно транспортироваться 5 млн т грузов, а в дальнейшем – более 10 млн т. «Выйти на заявленный объем можно за относительно короткий срок, было бы желание самих владельцев и получателей грузов, перевозчиков, а также позволяли бы условия и инфраструктура маршрута. По данному маршруту может быть перевезен практически любой груз. Это машины и механизмы, оборудование, наливные грузы, продукты питания, контейнеры, различные виды сырья и пр. Ведь пользоваться этим коридором можно для транспортировки грузов как на большие расстояния, так и в страны-соседи», – уверен ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Эксперты отмечают, что этот проект принесет экономическую выгоду не только трем странам, участвовавшим в переговорах, но и десяткам других в Европе и Азии. Главы государств не раз заявляли, что этот проект придаст новый импульс развитию торговых, а также политических, культурных и гуманитарных связей в регионе.

Есть ли шанс?

«Развитие транспортной инфраструктуры, объединяющей республики Средней Азии, Ближний Восток, в том числе страны, выходящие к Каспийскому морю, – важный элемент стимулирования региональной торговли», – комментирует старший аналитик Центра экономического прогнозирования АО «Газпромбанк» Кирилл Никода. По его наблюдениям, во внешней торговле у России положительный торговый баланс и с Ираном, и с Азербайджаном. «Основными товарными группами экспортируемых из России товаров в эти страны являются злаки, машины и оборудование, древесина, черные металлы, бумага и картон, транспортные средства. На них приходится более 50% экспорта. Импортируется же, как правило, продукция сельского хозяйства: овощи, фрукты, орехи, а также топливо. Они составляют более 70% импорта в Россию из этих стран», – добавил К. Никода.

По его словам, для доставки сельхозпродукции важна эффективная логистика, поэтому данный проект может оказаться востребованным, так как он призван снизить транспортные затраты перевозчиков. Однако пока стоимость доставки по суше от Москвы до Тегерана в 2 раза выше, чем морем из Санкт-Петербурга через Суэцкий канал до Мумбаи. «На днях я вел переговоры с компанией из Ирана насчет контейнерной доставки между нашими странами. Ситуация такова: такого сервиса нет, как нет и регулярного сообщения через Каспий. Для развития международных перевозок имеющихся мощностей и их качества недостаточно. Также спорным является вопрос стоимости», – отмечает М. Золотарев.

При создании новых проектов риск есть всегда. Однако в случае с данным транспортным коридором этих факторов несколько больше, чем обычно. «Возможно возобновление санкций против Ирана либо из-за его ядерной, либо из-за ракетной программы. Также нельзя исключать геополитические факторы вроде Карабахского конфликта. Однако перевозки через Суэцкий канал также проходят в непосредственной близости от очагов напряженности: гражданская война в Сирии и Йемене, нестабильность на Синайском полуострове, морское пиратство в Аденском заливе. Преимущество будут иметь те маршруты, на протяжении которых таких рисков по совокупности будет меньше», – рассуждает Е. Кошкаров. Эксперты солидарны в том, что как бы ни развивалась ситуация, если транспортный коридор Север – Юг будет создан, он станет одной из немногих альтернатив Суэцкому каналу и привлечет определенный грузопоток.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Мининфраструктуры Украины рекомендовало отечественным грузоперевозчикам въезжать в Россию через Беларусь

Мининфраструктуры Украины выработало ряд рекомендаций для участников транзита железнодорожным и автомобильным транспортом через территорию России. 

РЖД-Партнер

Премьер-министры Украины, Казахстана и Азербайджана обсудили вопросы транзита грузов через Россию

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк обсудил с казахским и азербайджанским коллегами новый порядок транзита грузов, следующих из Украины через территорию РФ.

РЖД-Партнер

Грузооборот терминалов Transiidikeskus AS сократился в 2015 году на 9,5%

​Общий грузооборот терминалов Transiidikeskus AS (Эстония) составил в 2015 году 2,6 млн т, что на 9,5 % меньше по сравнению с позапрошлым годом.
 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. В правительство РФ поступило предложение от операторов выработать схему транспортного баланса на рынке нефти и нефтепродуктов на среднесрочную перспективу. Позволит ли это скорректировать инвестиции в железнодорожную инфраструктуру для обеспечения перевозок данной номенклатуры?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions