Россия заинтересована в увеличении грузового потока по Транссибу и развитии своего дальневосточного региона. Проект соединения Транссиба с Транскорейской магистралью означал бы для России существенное повышение уровня экономического присутствия в регионе, интеграцию в процесс межрегионального сотрудничества, и получение дополнительных транспортных доходов.
Действующий участок Хасан – Раджин, соединяющий Россию с северокорейским грузовым портом был реконструирован в период 2008-2014 гг. В ноябре 2014 г. и апреле 2015 г. успешно проведены опытные перевозки угля транзитом через порт Раджин в Южную Корею. Таким образом, созданы условия для организации регулярных перевозок через порт Раджин в адрес южнокорейских получателей.
Объем торговли с КНДР нестабилен и постоянно меняется в зависимости от вводимых-снимаемых в отношении республики санкций. В 2013 году двусторонний товарооборот составил лишь немногим более $100 млн, на 2015 год ставилась задача увеличить его до $300 млн (итоговых данных пока нет), а к 2020 выйти на $1 млрд. Это совсем немного – между враждующими северной и южной частями полуострова он еще в 2012 году едва не достигал $1 млрд.
В то же время в 2013 году (на портале внешнеэкономической информации Минэкономразвития нет более свежей информации) Российская Федерация занимала 11 место по объему товарооборота в общем торговом балансе Республики Корея, а её удельный вес, по данным Корейской ассоциации международной торговли (KITA), соответственно составлял 2,1%. Российский экспорт сохраняет сырьевую направленность. В нем доминируют энергоресурсы, в первую очередь, нефть и нефтепродукты (77,2%). Значительную часть экспорта составляют также металлы и изделия из них (9,4%). Объем российского импорта из Республики Корея за 2013 год увеличился на 1,3% и в стоимостном выражении составил $11,5 млрд. Структуру российского импорта формируют: машины, оборудование и транспортные средства (73,9%) – в основном легковые автомобили, продукция химической промышленности (12,4%). Удельный вес РК в общем объеме экспорта и импорта РФ за 2013 год составлял 2,6% и 3,6% соответственно.
На существующем грузообороте выход Сеул из транскорейского железнодорожного проекта не скажется никак или скажется незначительно. Цель проекта – существенно увеличить этот грузопоток. Отказ от реализации проекта помешает развитию транзитного потенциала дальневосточных портов и Транссибирской магистрали.
Алексей Калачев, аналитик Группы компаний «Финам»
Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»
Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»
Главный редактор Ретюнин А.С.
адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90
При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.
Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру
Разработка сайта - iMedia Solutions