RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
11.07.2016 17:20:01
РЖД-Партнер

Проблемы российской логистики – в инфраструктуре и госорганах

По результатам Рейтинга логистики – 2016, опубликованного на минувшей неделе Всемирным банком, Россия обосновалась на довольно скромном 99-м месте, уступив сразу шести бывшим союзным государствам: Литве, Эстонии, Латвии, Казахстану, Украине и Молдове, хотя по итогам 2014-го занимала 90-ю позицию среди 160 государств, которых ВБ традиционно оценивает раз в 2 года. РЖД-Партнер попросил директора по направлению аналитика и логистика ООО «Морстройтехнология» Александра Головизнина прокомментировать обнародованные результаты.
 

– Александр Александрович, насколько, на Ваш взгляд, объективны результаты логистического рейтинга Всемирного банка по отношению к России? Неужели место нашей страны и впрямь лишь во второй половине такого списка?
– Надо понимать, что любые рейтинги весьма и весьма предвзяты. Вот и в данном случае вопросы ставятся так, как видят логистику и сам окружающий мир западные логисты, живущие в других географических, правовых и прочих реалиях, нежели мы. Нельзя говорить, что результаты рейтинга необоснованны. Проблем в России действительно хватает: бюрократизированность, коррупция, таможня, косность железных дорог, отсталая инфраструктура. Просто российская логистическая структура как таковая очень не похожа на остальные и сравнивать ее с другими европейскими странами очень трудно. Поэтому примерно 20% предвзятости в оценках Всемирного банка есть, и находиться Россия должна не на 99-м месте, а, скажем, на 80-м. Только что это принципиально меняет? Вроде не так обидно уже, но проблем в нашей логистике от этого меньше не становится.

– В нынешнем рейтинге, как и в 2014 году, Всемирный банк поставил на первое место Германию. Можно ли сравнивать их логистику с российской?
– Нам в принципе трудно стремиться к Германии. Эта страна буквально за день проезжается от начала и до конца в любом направлении и на любом виде транспорта. Если взять речной транспорт Германии, то пристани, жилые города и разного рода промышленность находятся вдоль их судоходных рек почти через каждые 3–4 км. У нас же, к примеру, ближайшей от Санкт-Петербурга действующей речной пристанью является Череповец, а это почти сутки ходу. Основные перевозки у нас связаны с углем, нефтепродуктами на расстояния, превышающие всю Германию целиком в 5–10 раз. То есть мы совершенно другие по масштабу, у нас иная плотность дорог и нас очень трудно сравнивать с Германией и большинством других стран, где совсем другие дистанции.

– Тем не менее среди российских логистических компаний наверняка есть такие, кому все эти трудности нипочем и кому по силам конкурировать с мировыми лидерами?
– Действительно, если брать московские компании, как, например, STS Logistic, то они работают на уровне, ничуть не худшем в сравнении с западными коллегами. Причем и в софте, и в организации, и в борьбе с издержками. А некоторые компании, занимающиеся перевозками тяжеловесов и негабаритов, такие как Instar Logistic, успешно конкурируют не только на территории бывшего Советского Союза, но и в Африке с ведущими западными фирмами.

– Мог ли как-нибудь сказаться на результатах Рейтинга логистики – 2016 уровень компетенции российских логистов?
– Я убежден в том, что россияне учатся и к чему-то стремятся. Однако неэффективность госорганов и таможни, коррумпированность и другие факторы сказываются на менталитете наших логистов, связанных с внешней торговлей. Попытки компаний улучшаться при непредсказуемых или предсказуемых, но весьма высоких дополнительных расходах, связанных с преодолением различных административных барьеров, не способствуют желанию оптимизировать все остальное.

– Подытоживая, можете перечислить основные проблемы России в этом направлении?
– Проблемы, как я сказал, не в личных качествах наших логистов и не в их компетентности. Виной всему разваленная или слабая инфраструктура, неэффективно работающие государственные органы и, как следствие, административные барьеры. И сам факт того, что российские логистические компании умудряются во всем этом выживать и справляться, говорит скорее о высоком уровне их сотрудников.

Беседовал Степан Ратников
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Мининфраструктуры Украины рекомендовало отечественным грузоперевозчикам въезжать в Россию через Беларусь

Мининфраструктуры Украины выработало ряд рекомендаций для участников транзита железнодорожным и автомобильным транспортом через территорию России. 

РЖД-Партнер

Премьер-министры Украины, Казахстана и Азербайджана обсудили вопросы транзита грузов через Россию

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк обсудил с казахским и азербайджанским коллегами новый порядок транзита грузов, следующих из Украины через территорию РФ.

РЖД-Партнер

Грузооборот терминалов Transiidikeskus AS сократился в 2015 году на 9,5%

​Общий грузооборот терминалов Transiidikeskus AS (Эстония) составил в 2015 году 2,6 млн т, что на 9,5 % меньше по сравнению с позапрошлым годом.
 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions