RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
16.02.2016 10:44:50
РЖД-Партнер

Логистика в эпоху перемен

Логистика координирует деятельность всего предприятия. Сегодня многие компании выбирают развивать собственный транспортный отдел или привлекать специалистов на аутсорсинге. О том, в каком случае какой вариант управления транспортной логистикой выбрать, а главное, как на этом сэкономить, РЖД-Партнеру рассказал заместитель руководителя Школы логистики НИУ ВШЭ Андрей Виноградов. 

- Андрей Борисович, насколько выгодно в нынешних экономических условиях иметь собственную транспортно-логистическую службу?

- Общий ответ на все случаи жизни дать довольно сложно. Все зависит от конкретной ситуации. Выбор между инсорсингом (собственной логистикой) и аутсорсингом будет зависеть от целого ряда факторов. Например, таких, как масштаб деятельности компании, ее ключевые компетенции и конкурентные преимущества, рыночное позиционирование, стабильность и предсказуемость спроса на товары или услуги организации, характер груза, а также наличие особых требований к его хранению, обработке, транспортировке и т.п.

- Многие компании все чаще переходят на аутсорсинг. Как вы считаете, правильная ли это стратегия? Какие есть преимущества и недостатки такого варианта?

- В целом, в экономически развитых странах давно наметился тренд на постепенное увеличение доли аутсорсинга в логистике. Этому способствует то, что в передаче логистики на сторону есть ряд преимуществ. В частности, возможность сконцентрироваться на своих ключевых компетенциях (производстве, торговой деятельности, оказании услуг). Таким образом, сконцентрировавшись на оказании специализированных услуг, можно сэкономить на непрофильных и и усилить свою конкурентную позицию. Кроме того, привлечение внешней компании позволяет снизить капитальные и эксплуатационные расходы, связанные с формированием и содержанием собственной логистической инфраструктуры. При этом у компании отсутствует необходимость набирать и обучать собственный персонал службы логистики, зато появляется возможность использования квалифицированной поддержки 3PL-провайдера. Передача логистическому посреднику рисков, связанных с хранением, обработкой, транспортировкой товарно-материальных ценностей освобождает производителя от лишних издержек и трудностей.

В то же время, у аутсорсинга, безусловно, имеются и недостатки. К их числу можно отнести зависимость от провайдера, возможность потери контроля над отдельными участками цепи поставок, а также риски, связанные с недостаточным уровнем квалификации логистического посредника (особенно, при работе с нестандартными, нетипичными грузами или при выполнении сложных заказов клиентов). При использовании аутсорсинга есть также вероятность увеличения затрат на логистику в ситуации начального этапа развития рынка и недостаточного уровня конкуренции между логистическими посредниками. Объективности ради, надо отметить, что многие компании-клиенты не умеют считать затраты на собственную логистику, и в таких случаях сравнение различных альтернатив является затруднительным. Зачастую, из-за недостаточного количества предложений об оказании комплексных услуг, грузовладельцы вынуждены обращаться к нескольким логистическим посредникам и самостоятельно координировать их деятельность. Это только повышает затраты и увеличивает риски, связанные с выполнением логистических функций. К тому же в ряде случаев возникают проблемы информационного взаимодействия с провайдером, например, сложности в «стыковке» информационных систем поставщика услуг и клиента, отсутствие информации в режиме реального времени о статусе обработки груза, этапе выполнения заказа и т.п.

- Сегодня очень много говорится о снижении издержек. Как вы считаете, как компаниям сегодня можно оптимизировать внутреннюю логистику на предприятии? Какие способы или подходы существуют?

- В целом, можно наметить следующие пути сокращения затрат на операционную деятельность: анализ существующей логистики, определение основных бизнес-процессов и составляющих их операций, выявление узких мест и их расшивка. Нельзя также забывать об установлении нормативов по издержкам, времени, производительности, качеству выполнения каждой логистической операции, разработке системы показателей эффективности логистики в компании как в целом, так и по ее структурно-функциональным элементам. Снизить издержки также позволяет использование программных комплексов, оптимизирующих эксплуатацию транспортного парка и испоьзование складских мощностей. Важную роль играет рационализация технологических решений на складе, оптимизация выбора подъемно-транспортного и технологического оборудования для хранения грузов. Можно привести еще массу вариантов решений, которые сегодня применяются в отрасли. Однако оптимизация логистики сводится не только к снижению издержек, но и к поиску путей повышения своей ценности для клиентов в целях увеличения объема продаж товаров и услуг и, в конечном счете, прибыли. В связи с этим, для логистических посредников можно порекомендовать следующие меры: расширение спектра предоставляемых услуг, переход от узкофункциональной деятельности к оказанию комплексного сервиса. При предоставлении комплексных услуг, необходима четкая координация действий различных операционных подразделений. Например, транспортного и складского блоков, что является актуальной проблемой для многих провайдеров логистических услуг. Также важна ориентация на новые, активно растущие сегменты клиентской базы. Например, электронный бизнес, интернет-магазины и так далее. Высоким потенциалом обладает сегмент контрактной логистики, то есть заключение долгосрочных соглашений с небольшим количеством клиентов на оказание им специализированных услуг добавленной ценности.

Конечно, это общие меры, выбор конкретных направлений определяется индивидуально для каждой организации бизнеса, с учетом ее положения на рынке, конкурентной ситуации, стратегии развития и текущих проблем. 

Беседовала Татьяна Симонова

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


На ту же тему
РЖД-Партнер

Мининфраструктуры Украины рекомендовало отечественным грузоперевозчикам въезжать в Россию через Беларусь

Мининфраструктуры Украины выработало ряд рекомендаций для участников транзита железнодорожным и автомобильным транспортом через территорию России. 

РЖД-Партнер

Премьер-министры Украины, Казахстана и Азербайджана обсудили вопросы транзита грузов через Россию

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк обсудил с казахским и азербайджанским коллегами новый порядок транзита грузов, следующих из Украины через территорию РФ.

РЖД-Партнер

Грузооборот терминалов Transiidikeskus AS сократился в 2015 году на 9,5%

​Общий грузооборот терминалов Transiidikeskus AS (Эстония) составил в 2015 году 2,6 млн т, что на 9,5 % меньше по сравнению с позапрошлым годом.
 



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Выставка Конференция Круглый стол Семинар Форум
  1. Вступил в силу приказ Минтранса России № 257, ужесточающий правила допуска вагонов на сеть РЖД. Поможет ли это повысить качество ремонта вагонов и повысить безопасность перевозок?

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Copyright © 1998-2016 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions