+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.07.2015 12:55:19
Логистика / Новости
РЖД-Партнер

«Латвийский транзит» в Афганистан почти иссяк

Транспортное направление, о важности которого говорили политики, почти утратило актуальность, сообщает ИА REGNUM. 

Транзит грузов НАТО через Латвию в Афганистан (и обратно), о большой важности которого для экономики страны министры говорили еще два года назад, почти прекратился. Надежды на его коммерческие развитие не оправдались, сообщает портал Lsm.lv.

Отметим, что Россия и НАТО подписали соглашение о транзите грузов в рамках «северного транзитного коридора» в Афганистан в 2009 году — и большая часть поставок шла через Ригу. Сюда американские грузы доставлялись по морю или по воздуху и отправлялись в Афганистан либо так же по воздуху, либо по железной дороге — через Россию, Казахстан и Узбекистан. В этом маршруте латвийская столица была главным перевалочным пунктом, по объемам в разы опережая города-конкуренты из Эстонии и Литвы. До этого блок осуществлял транзит через Пакистан по «южному коридору», что было дешевле, но намного опасней из-за атак талибов на севере страны.

Как пояснили в Минсообщения Латвии, в 2009 году через страну в Афганистан прошло около 5000 «условных 20-футовых грузовых контейнеров» (TEU), в 2010 — около 15 000, в 2011 — около 24 000, в 2012 — 20 000 контейнеров). Тогда же премьер Валдис Домбровскис («Единство») сообщал, что только за 2012 год латвийская экономика заработала на этих грузах около 8 миллионов евро. «Таким образом, членство Латвии в НАТО и его операции в Афганистане вносят и существенный вклад в латвийскую экономику», — говорил тогдашний глава правительства.

Однако впоследствии объемы резко пошли на спад из-за сворачивания военной кампании в Афганистане: в 2013 поток поступал в основном в обратном направлении, из Афганистана на Запад. Через Ригу прошло всего 20 000 TEU. Затем последовал обвал: итог 2014 года — 7 000 TEU. Данных за 2015 год пока, по очевидным причинам, нет, но, как проинформировали в Минсообщения, из двух вариантов транзита — через аэропорт и по железной дороге — сейчас работает воздушное сообщение, по которому поступают невоенные грузы (в основном продукты).

Правда, и по воздуху снабжение группировки в Афганистане через Латвию резко cократилось: на пике аэропорт «Рига» принимал и отправлял 2−3 «афганских» транспортных самолета в день. «Сейчас их столько же в месяц», — сообщила пресс-секретарь аэропорта Санта Аугусте.

В 2013 году «афганский транзит» обеспечивал около 70% в общем объеме, и его уменьшение быстро сказалось на работе аэропорта в целом. Судя по показателям, заменить афганское направление оказалось нечем: в том же 2013 году через терминалы Rīga прошло 53,2 тыс. тонн, а в 2014 — 32,8 тыс. тонн грузов. В 2009, когда афганские поставки только начинались, грузооборот Рижского аэропорта составлял 9,4 тыс. тонн.

Заказы на доставку и отправку по морю иссякли еще в 2014 году. Впрочем, как сообщила пресс-секретарь Рижского свободного порта Анита Лейшкалне, прекращение этой программы на общем грузообороте практически не сказалось, так как «афганский транзит» составлял порядка одной десятой от общего числа контейнеров, обрабатываемых в порту. Контейнеры в целом — это около 11% от грузооборота последнего, так что Афганистан в лучшие времена давал примерно сотую часть от транзитного потока порта.

Напомним, в 2014 году большая часть войск коалиции во главе с НАТО покинула Афганистан, и в латвийском МИДе надеялись, что транспортный коридор продолжит работать «в коммерческом формате». О том же говорили и в Минсообщения, обещая положительный эффект для экономики Латвии. «Мы видим это очень важным для нашего транзита, развития наших портов, так как эти грузы с очень большой добавочной стоимостью», — заявлял министр сообщений Анри Матисс.

Как отметили в Минсообщения, несмотря на то, что в Афганистане существенно сократилась численность иностранных военных сил, для остающихся там войск нужны поставки. «Учитывая это, предложение Латвии — использовать „Северный транзитный коридор“ — все еще в силе. Латвия продолжает активно сотрудничать со стратегическими партнерами, в том числе с США, чтобы в будущем использовать Северный транзитный коридор для перевозки коммерческих грузов в Афганистан (и из него) и другие страны Центральной Азии», — заявил пресс-секретарь Минсообщения Айвис Фрейденфелдс. Тем не менее, пока объемы ничтожны — уже упомянутые 2−3 авиарейса в месяц.

Добавим, что через Ригу в основном транспортировались невоенные грузы для нужд НАТО. Что касается транзита вооружения — финальную точку в истории так называемого Северного транзитного коридора (СТК, он же — Северная распределительная сеть, Северная сеть доставки; Northern Distribution Network) поставил 18 мая премьер-министр России Дмитрий Медведев, подписавший постановление правительства, прекращающее транзит иностранных военных грузов по российскому участку СТК.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions