• Ставка на полувагон
    %
    руб./сут.
  • Индекс качества I квартал 2018 г. - 61 балл
  • Финансы USD ЦБ РФ 61.67 0 EUR ЦБ РФ 72.12 0
    BTC 7526.64 usd BTC 468815.59 rub
RU EN
RU EN
+ 7 (812) 418 34 95 Санкт-Петербург + 7 (495) 984 54 41 Москва
18.07.2016 13:17:30
Логистика / Новости
РЖД-Партнер

Грузопотоки мельчают на глазах

Контейнерооборот портов России по итогам января – июня 2016-го сократился на 1,3% по сравнению с аналогичным показателем 2015 года (с 1,99 до 1,96 млн TEU), сообщает Ассоциация морских торговых портов. Ухудшение конъюнктуры морских грузоперевозок в портах РФ вследствие кризиса и санкций в начале 2015-го в наибольшей степени затронуло именно контейнерную перевалку. Основной спад контейнерооборота приходится на импорт и переработку порожних контейнеров. Однако в текущем году темпы падения объемов перевалки контейнеров в портах планомерно замедляются. Но можно ли надеяться на рост показателей в ближайшей перспективе? О ситуации в отрасли, а также о том, что сдерживает развитие контейнерного бизнеса, РЖД-Партнеру рассказал вице-президент ГК «Аривист» Евгений Кошкаров.
 

Грузопотоки мельчают на глазах

– Евгений Алексеевич, темпы падения контейнерооборота портов России по итогам I полугодия замедлились. Как Вы считаете, с чем это связано?

– Падение импорта достигло своего минимального значения, то есть дна.

– Темпы роста грузооборота портов в текущем году с каждым месяцем увеличиваются. Можно ли говорить об успехе, или эта статистика не вполне соответствует действительности, так как сравнение с предыдущим годом не самый лучший показатель?

– Мне кажется, что за рост грузооборота в порту может отвечать только рост экспорта, который является следствием дешевого рубля.

– Если в целом грузооборот импортных товаров еще показывает снижение, то объем грузов, импортируемых в контейнерах, впервые за долгое время показал незначительную положительную динамику. Как Вы считаете, будет ли эта тенденция развиваться?

– Этому я вижу только одно объяснение: при снижении общего грузооборота меняется объем единичной грузовой партии и способ ее перевозки. Компании, которые ранее возили грузы пароходами, начинают транспортировать их контейнерами. А те, кто возил контейнерами, используют палеты в составе сборных контейнерных грузов. В свою очередь, те, кто возил палетами, начинают доставлять товары посылками. Уменьшение объема партии переводит перевозки из разряда брейк-балка в разряд контейнерных. Наиболее ярко это сказалось на сегменте продовольственных товаров: свежие овощи и фрукты, мясо, рыба и т. д.

– Какую роль таможенное администрирование играет при наращивании грузооборотов в морских портах?

– Оно напрямую влияет на деловую активность бизнеса. Однако это воздействие имеет сильно отложенный характер. Таможенное администрирование является составной частью общего инвестиционного климата и через это понятие либо способствует притоку финансов и, как следствие, росту товарооборота, либо, наоборот, препятствует этому.

Кроме того, для наращивания грузопотока в морских портах необходимо снижать издержки бизнеса, вытекающие из государственного контроля ВЭД, внедрять электронный документооборот в транспортной отрасли и в целом развивать транспортную инфраструктуру.

– Как Вы считаете, способствовал бы росту грузопотока переход на электронный обмен данными? Почему, по Вашему мнению, это до сих пор не удается реализовать?

– Переход на электронный документооборот, безусловно, снизил бы издержки бизнеса, связанные с логистикой и государственным контролем ВЭД. В какой-то степени это повысило бы и товарооборот бизнеса. По моему мнению, до сих пор переход на безбумажную технологию работы не произошел по следующей причине. В реализации государственного контроля грузов, перемещаемых через границу, принимает участие большое количество федеральных органов исполнительной власти: ФТС, ФСБ (пограничники), Минтранс (Росграница), Россельхознадзор (карантинный и ветеринарный контроль), Роспотребнадзор и др. У каждого из них есть свои собственные ведомственные системы, которые пока никак не могут начать обмен данными. Помимо этого, в каждом порту взаимодействуют разного рода коммерческие компании: стивидоры, морские перевозчики, экспедиторы, таможенные брокеры и т. д. Необходим какой-либо участник всего этого взаимодействия от бизнеса или от государства, который бы соединил всех между собой.

– Какие новые тенденции, на Ваш взгляд, проявились в текущем году?

– Можно отметить резкий рост сегмента перевозок сборных грузов. Причем как в контейнерах, так и в грузовых автомобилях. Причина указана выше. Также произошел медленный, но все же заметный рост экспорта готовой продукции, в частности продуктов питания. Это говорит о том, что российский производитель начинает пробиваться на международные рынки. Хотя этот процесс остается очень небыстрым. Кроме того, в этом году продолжилась географическая переориентация грузопотоков. По итогам первой половины 2016-го можно отметить, что среди импортеров товаров присутствует все больше стран из ЮАР, Южной Америки, Северной Африки и т. д.

Беседовала Татьяна Симонова

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Ростерминалуголь с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн т угля

Ростерминалуголь с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн т угля
АО «Ростерминалуголь», крупнейший в европейской части России специализированный угольный терминал с высокотехнологичной перевалкой угля, входящий в состав угольного портового холдинга ООО «Управляющая портовая компания», отгрузил на экспорт 9 млн т угля. В прошлом году аналогичный объем был перевален 29 мая.
РЖД-Партнер

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ
РЖД-Партнер

Деловые линии с ведущими транспортными компаниями России создают ассоциацию Цифровой транспорт и логистика

Деловые линии с ведущими транспортными компаниями России создают ассоциацию Цифровой транспорт и логистика
Соглашение о создании ассоциации было подписано сегодня на Петербургском международном экономическом форуме.

В ОАО "РЖД" предложили специализацию железнодорожных линий на грузовые и ускоренные пассажирские перевозки в качестве одного из возможных вариантов снижения нагрузки на перенапряженные участки сети. Поможет ли это повысить эффективность транспортировок?

56.9 56.9
Да, это увеличит пропускную способность
29.3 29.3
Нет, данная инициатива негативно отразится на работе грузоотправителей
13.8 13.8
Затрудняюсь ответить
Все опросы
Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2018 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions