+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.12.2018 14:42:00
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Транспортная логистика: как ее оцифруем?

Насколько актуальны в современных условиях услуги экспедитора и транспортного логиста – на эту тему и состоялся наш разговор с президентом Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций Ольгой Мельниковой.
Транспортная логистика: как ее оцифруем?
– Ольга Васильевна, сейчас много говорят о цифровизации как о цели развития транспортной системы. Это верно с Вашей точки зрения?

– На мой взгляд, цифровизация – это не цель, а один из инструментов, посредством которых должна быть достигнута цель. А цель развития транспортной системы – значительное повышение качества предоставляемых услуг. То есть предлагаемая на рынке транспортная услуга должна наиболее полно отвечать требованиям грузовладельца. Почему-то считается высшей степенью качества сокращение сроков доставки груза, его перевалки и обработки в портах.

Опытный экспедитор знает, что важным для клиента является не столько скорость перемещения груза, сколько соблюдение согласованных сроков доставки от производителя до его потребителя, что может быть обусловлено необходимостью обеспечения дозревания фруктов в пути или соблюдения графика поставки сырья, а также положений контракта купли-продажи товара в части сроков его оплаты.

Безусловно, совершенствование технологических процессов, упрощение документооборота, унификация условий, автоматизация трудоемких работ и многие другие технические новации играют существенную роль в реализации поставленной цели. Но это неотъемлемые требования технического прогресса, без соблюдения которых невозможно дальнейшее развитие отрасли.

Для того чтобы максимально продвинуться к качественным целевым показателям, необходимо участие опытных специалистов-практиков, способных создать из разрозненных компонентов транспортной услуги продукт, наиболее востребованный на рынке.

Экспедитор (он же – транспортный логист), в своей работе в первую очередь руководствуется принципами оптимизации всех процессов, составляющих транспортную услугу, с тем чтобы с наименьшими затратами максимально обеспечить потребности грузовладельца. Опытный транспортник знает, что, помимо обеспечения непосредственно процесса перемещения груза, для грузовладельца необходима оптимизация информационных, финансовых потоков, товарных и сырьевых запасов, а также еще очень многих параметров, стимулирующих динамичное развитие его деятельности. А это и есть основной инструментарий логистики, которым успешно пользуется квалифицированный экспедитор.
В этой связи, на мой взгляд, очень важным условием успешной деятельности «архитекторов перевозки» является постоянное повышение своей квалификации, чтобы быть на ты не только с современными реалиями, но и с новациями будущего. Для этого в АРЭ уже много лет работает Центр повышения квалификации экспедиторов и транспортных логистов.

Не стоит открывать Америку

– Как, по Вашему мнению, должна идти цифровизация в транспортной отрасли?

– По моему мнению, соответствие повышающимся требованиям технического прогресса – это неотъемлемое условие существования цивилизованных рыночных отношений. Наиболее технологически оснащенная компания или отрасль имеет больше шансов победить в конкурентной борьбе.

Поэтому совершенствование технологических операций должно стать не лозунгом одной кампании, а целенаправленной постоянной плановой работой. Очень важно, чтобы соответствующие планы корреспондировались с аналогичными направлениями деятельности других причастных структур, а наиболее оптимально, с общегосударственной концепцией развития транспортной системы.

Сейчас мы наблюдаем ситуацию, когда очень успешные транспортные компании, создавая свой рыночный продукт, автономно открывают Америку на одном из направлений перевозок, затрачивая огромные ресурсы на решение задач, которые наиболее оптимально могли бы быть решены силами и средствами государства, если бы эти направления работы были обозначены в общегосударственной концепции развития инфраструктуры.

Опять мы возвращаемся к вопросам оптимизации: наиболее оптимальным вариантом технического перевооружения отрасли является совместная заинтересованность государства и бизнеса, создание благоприятных (с точки зрения мотивации) условий для использования имеющихся ресурсов.

Транспорт на распутье

– Какие условия Вы имеете в виду?

– Очень важно, что в этом плане предпринимает государство. Мой опыт работы в ряде комитетов Минтранса и других ведомств показывает, что существует несколько возможных направлений развития транспортной системы.

Одно из них заключается в том, чтобы образовать определенные сегменты, в которых назначить (я не побоюсь этого слова) генеральных операторов в виде одной из коммерческих структур либо в виде некоммерческой организации. Однако здесь возникает противоречие: такая структура должна работать в рыночных условиях, но при этом руководствоваться принципами командного стиля управления.
Второй путь заключается в том, чтобы создавать оптимальную среду для уже существующих бизнес-игроков. Причем в рамках рыночной экономики. Такую среду, в которой будет все прозрачно, понятно.

– А мы куда движемся?

– Фактически же мы не движемся ни в том, ни в другом направлении. На мой взгляд, очень важные для транспортной отрасли законопроекты («О внесении изменений в закон об экспедиционной деятельности», «О транзите», «О смешанных перевозках») до сих пор не доработаны и не приняты Государственной думой.

В них одни и те же вопросы: каким образом государство регламентирует процесс организации перевозок, какими документами должны руководствоваться организаторы перевозки, как должны быть связаны между собой участники процесса перевозки, каким образом должны формироваться тарифные условия и т. д.
Вместо этого переключились на цифровизацию. Но ведь если оцифровать корову, то качество молока от этого лучше не станет…

Беседовал Андрей Лазарев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions