+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.11.2016 10:21:00
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Транспорт в России развивается неравномерно

Допустив в 1970-х годах ощутимый провал в транспортном развитии, Россия до сих пор вынуждена играть в догонялки, разве что мечтая хоть в чем-то и как-то опередить мировых лидеров. Тем временем так называемая третья индустриальная эпоха уже подходит к своему завершению, уступая место высокоинтеллектуальным технологиям. Насколько Россия готова к новым веяниям и что необходимо менять в первую очередь, корреспондент РЖД-Партнера расспросил генерального директора консультационной компании «Infomost Consulting» Бориса Рыбака.
Транспорт в России развивается неравномерно
– Борис Борисович, в чем транспортная сфера в России, на Ваш взгляд, отстает от общемировых тенденций, а где, напротив, шагает в ногу со временем или даже передовые позиции занимает?

– Начать следует с того, что российский транспорт в принципе развивается, и это уже хорошо. Но главной особенностью текущего момента является неравномерность этого развития. Например, если рассматривать авиацию как очевидного лидера среди видов транспорта в нашей стране, то она далеко впереди – и по части клиентского сервиса, и по части производственной деятельности. Не говорю уже о том, что планирование полетов и управление движением воздушных судов компьютеризированы и очень интеллектуальны. А вот на железных дорогах многое застряло на уровне 1980-1990-х годов.

– А как же проект «умной железной дороги», запланированный на 2020-2023 годы?

– Я не беру в расчет прожекты. В гражданской авиации о беспилотных самолетах много говорят – и что с того? Правильнее, как мне кажется, рассматривать срез сегодняшних дней. Например, в Европе и Азии скоростное сообщение и вообще управление железными дорогами уже в определенной мере футуристическое, а в России самая продвинутая скоростная магистраль – как устаревшая дорога в Японии. В то же время в автомобильной сфере есть интересное развитие, которое даже опережает в чем-то среднемировое. Это, к примеру, попытки полностью оснастить автомобильный транспорт GPS-трекерами, чтобы понимать, где находятся машины. Идея пока сыроватая, но вполне реализуемая и не стоящая на месте. Поэтому считаю, что в России нет какого-то катастрофического отставания от других стран в транспортной сфере. Но нет и единой политики.

– Можете объяснить это на конкретном примере?

– Думаю, мало кто верил в то, что российский воздушный транспорт после требований международных организаций сумеет всего за полтора года стопроцентно внедрить везде электронные билеты. Однако это оказалось возможным, причем не только в Москве и Петербурге, а по всей территории страны. Сегодня других форм билетов в авиации, можно сказать, и не существует. В этом смысле возникает справедливый вопрос: почему железные дороги не сделали это вместе с воздушным транспортом одновременно?

– У меня встречный вопрос: а кто должен за подобные процессы отвечать? Минтранс?

– Если теоретически, то может отвечать Минтранс. А может и не отвечать, потому что ему никто такую задачу не ставит. Например, в российской авиации электронные билеты внедрили для того, чтобы быть полноправными участниками международного процесса, к которому относится половина воздушных перевозок страны. В противном случае пришлось бы сворачивать большую часть бизнеса. Никто не мог себе этого позволить, поэтому и перешли массово на электронные билеты, несмотря на законодательные и бухгалтерские сложности. А на железных дорогах такой мотиватор до сих пор не могут найти. И здесь сразу же другой пример всплывает. Все понимают, что если бы из Владивостока до западной границы можно было бы поездом довозить грузы за одну неделю, включая таможню, а не за две-три недели, как сейчас, то транзитные потоки увеличились бы существенно. Но никто на этот счет не распорядился, не приказал, поэтому имеем то, что имеем: внушительную часть грузоперевозок (за исключением сыпучих и наливных) взял на себя автомобильный транспорт, который становится все более и более умным. В частности, некоторые ребята в нашей стране придумывают соответствующий софт, различные приложения, чтобы можно было заказчика с отправителем напрямую связывать. Там, я вас уверяю, чистая интеллектуальщина и абсолютная современщина, которая далеко не в каждой стране мира есть.

– Но это же в большей степени интеллектуальное управление, не так ли? Получается, что до интеллектуального транспорта как такового еще не скоро дорастем, не говоря об инфраструктуре?

– Все делается поэтапно. Для начала, повторюсь, надо целиком и полностью избавиться от бумаги. Не должно быть никаких бумажных билетов, накладных, путевых листов. Начав с обрамления, со временем перейдем уже на беспилотные автомобили, самолеты и т.д. Правда, чтобы это случилось, каждый вид транспорта, по моему мнению, должен иметь аналогичное настроение. Если настроение консервативное, то и изменений ждать не следует. Если же присутствует внутренний стимул, например, если деньги заканчиваются, то тогда уже и развитие начинается.

Беседовал Степан Ратников
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions