+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.04.2017 11:00:00
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Страхование грузов пока не стало популярной услугой среди российских компаний

Страхование грузов и ответственности перевозчика еще не нашло  повсеместного применения  в российской транспортной отрасли. Практика страхования изобилует множеством примеров недобросовестных контрактов и сложных судебных разбирательств. О подводных камнях российского  страхованияна транспорте рассказал ведущий эксперт по логистике консалтинговой логистической компании «Лобанов-логист» Николай Лобанов.
Страхование грузов пока не стало популярной услугой среди российских компаний
- Николай Борисович, как вы оцениваете состояние отрасли транспортного страхования в нашей стране?

- Страхование в целом, отрасль, ставшая естественной частью западного делового оборота, где страхуется всё и вся, в России пока находится в начальной стадии формирования. Видимо прошло слишком мало времени, чтобы изменить наше психологическое сознание из советского прошлого, где был один Госстрах с очень узким стандартным перечнем услуг страхования.
Юридическая грамотность нашего населения, необходимая для того, чтобы понимать нюансы договоров страхования, находится на крайне низком уровне. Этим пользуются «дельцы-мошенники от страхования», что вызывает недоверие к негосударственным страховым компаниям. И даже «честные» страховые компании в своих договорах мелким шрифтом вносят условия, чтобы не платить деньги при наступлении страхового случая. Впрочем, юридическое регулирование страховой отрасли со стороны государства тоже оставляет желать лучшего. Поэтому на сегодняшний день отрасль представлена только четырьмя десятками крупных компаний, которые смело можно назвать неповоротливыми монстрами, среди которых лидерство принадлежит таким компаниям, как Ингосстрах, Согаз, Ресо-гарантия, Росно, Росгосстрах. Вот эти компании активно лоббируют свои интересы на государственном уровне и это, как правило, происходит в ущерб интересам клиентов.

- Чем можно объяснить тот факт, что многие транспортные и транспортно-экспедиторские компании, несущие все логистические риски по перевозке грузов своих клиентов, не имеют договоров страхования?

- В транспортном бизнесе, который является частью логистики, возможности в сфере «страхования грузов» и «ответственности перевозчика» использует очень небольшая часть компаний, в основном занимающаяся международными перевозками. Сейчас основными клиентами страховщиков являются экспортеры, которые вынуждены страховать груз по условиям контрактов, и малые предприниматели, для которых потеря одной партии товара ставит под вопрос существование бизнеса. Остальные 50-60% компаний предпочитают не тратиться на страховку. В их числе компании, занимающиеся перевозками своих и даже чужих грузов на внутреннем транспортном рынке, которые страхование воспринимают как затраты с непредсказуемым результатом. При этом многие владельцы груза рассчитывают на «русское авось», на то, что с ним ничего не случится, а если и случится, то всецело ответит перевозчик и всё возместит. Но такая позиция – образец «святой наивности», ведь перевозчик – это ООО, у которого в уставном капитале лишь 10 тыс. руб. Это и есть мера и предел его ответственности. Поэтому мелкие и недорогие грузы, коих подавляющее большинство, вообще никем не страхуются - ни владельцем груза, ни перевозчиком. И лишь дорогие грузы, в исключительном порядке, некоторые компании всё же страхуют на всякий случай. Однако и при наступлении такого случая многие компании рискуют остаться ни с чем, так как подписывают со страховой компанией т.н. «типовой» договор, в котором интересы страховой компании защищены на все 100%, а интересы клиента оговариваются в «общих понятиях» типа: «все споры решаются по Законам РФ». Только крупные транспортные и транспортно-экспедиторские компании, которые можно пересчитать по пальцам, имеют договора со страховщиками, где страхуют свою «ответственность перевозчика», да и то с большой франшизой и ограничениями по страховым случаям. Грузовладелец, доверяя свой товар таким транспортно-экспедиторским компаниям, думает, что его товар имеет 100% защиту, но не тут-то было. Ведь перевозчик отвечает за потерянный груз только в том случае, если его вина будет доказана.

- А что предпринять, если порча или потеря груза произошли при обстоятельствах, которые перевозчик не мог предотвратить?

- В этом случае и отвечать он не будет. И тогда все идут в суд - наш самый справедливый суд в мире! Как работает наша судебная система все знают: долго, дорого и непредсказуемым результатом по принципу: кто сильнее, тот и прав. Даже если вина перевозчика будет доказана, то он всё равно ответит перед грузовладельцем только в пределах того «лимита ответственности», который указан в договоре на перевозку. А много ли грузовладельцев читают этот «типовой» договор с транспортными и транспортно-экспедиторскими компаниями внимательно и понимают условия в нём прописанные? Но даже, если и прочитают договор и что-то поймут, то какая ТЭК согласится вносить изменения в свой «типовой», читай – кабальный, договор? Логисты-практики точно знают, что никакая – вас просто пошлют подальше с вашими «хотелками». Вот поэтому на практике при наступлении страхового случая всё переводят на «стрелочника», то есть на нищего водителя автомашины. А что с него возьмёшь при потере груза на миллионы рублей? Поэтому страхование грузов пока не стало популярной услугой среди российских компаний.

- Неужели все так печально?

- Разумеется, есть и позитивные тенденции. Сфера страхования в России показывает рост, растёт интерес к страхованию у целого ряда отраслей, которые раньше о нем и не думали - страхуют даже спутники и запуски ракет. Увеличение количества внешнеторговых сделок - это общий тренд, стимулирующий отрасль страхования. По мере нашей интеграции в мировую экономику, России придётся перейти на мировую систему страхования, подтянув под общие требования государственные институты, судебную систему, документооборот, принципы взаимодействия между субъектами бизнеса и государства. Автоматизация процессов, электронный документооборот, электронный страховой полис, работа и контроль в режиме «он-лайн», мониторинг транспорта системами Глонас и GPS, развитие «Системы Платон» в направлении мониторинга и контроля перевозимого товара, «Большой Брат» наблюдает за вами - это общие тенденции в мире, поэтому в страховании это также внедряется повсеместно. Тяжело, с переменным успехом, но в России развивается предпринимательство. Развитие малого и среднего бизнеса в транспортной отрасли стимулирует развитие «лизинга» транспорта, что невозможно без страхования. Стабилизация российского финансового рынка, закрытие ненадёжных банков - это тренд, который также является позитивной тенденцией в страховой отрасли.
Как эксперт по логистике я провожу логистические аудиты многих компаний и то, что я вижу не вселяет большого оптимизма, так опять появилась тенденция на уход компаний в «тень», в «серый импорт». А какое страхование, если компания в «тени»? С такими компаниями страховщики работать не могут в принципе, и все же хочется верить, что позитивные направления развития все же получат свое развитие.

Беседовала Оксана Перепелица
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions